Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Ментальные особенности казахстанских депутатов

Вопрос о том, чем они занимаются во время каникул народные избранники расценили как вторжение в личное пространство, обвинив журналистов в том, что им «делать нехрен». Идея мониторинга появилась после информации о том, что депутаты улетели отдыхать заграницу чартерными рейсами.

Похоже, что большинство «слуг народа» не понимают, что они должны быть максимаально открыты для общества в любое время, будь то парламентские каникулы или праздничные дни. Поэтому «они не разговаривают с незнакомцами». Напомним, фонд «Ар.Рух.Хақ» обзвонил мажилисменов и сенаторов, задав им вопросы, где они находятся с 1 июля и чем занимаются на парламентских каникулах. У некоторых из них поинтересовались о правах человека во время карантина.

Однако, вопросы пришлись по душе далеко не всем «народным избранникам». Оказалось, что Аманжан Жамалов не разговаривает с незнакомыми людьми». Кабибулла Джакупов сказал, что он в Астане и бросил трубку. Жанат Джарасов поздоровался, выслушал вопросы и последовал примеру Джакупова. Бактыкожа Измухамбетов после вопроса  о правах человека заявил: «Ты не тот человек, который мне будет устраивать допрос». Павел Казанцев считает, что нам «делать нехрен». Гульнара Бижанова пост Бахытжан Торегожиной в Facebook посчитала очень обидным и напомнила об ответственности за клевету. Нурлан Абдиров информацию о чертерных рейсах депутатов зарубеж назвал  несправедливой и неприятной, а для Гульжаны Карагусовой вопросы журналиста показались не корректными. Василий Олейник был возмущен сюжетом, «где показывали большие дома, якобы это дома депутатов».

К счастью, в отличие от обиженных и рассерженных депутатов есть и те, кто в июле работал. Так, Нуржан Альтаев провел онлайн «мозговой штурм» с участием Михаила Саакашвили, написал премьер-министру письмо о проблемах с лекарствами, прошелся по аптекам столицы, провел интервью с новым главой «СК Фармация». Ирина Смирнова с начала каникул занялась координацией волонтерсокого центра Алматы, обработала резюме 700 врачей, привлекла к работе директоров и учителей школ.

Из опрошенных депутатов 15 человек участвовали в мониторинге аптек и встречах с коллективами медицинских учреждений: Ирина Смирнова, Нуржан Альтаев, Азат Перуашев, Зауреш Аманжолова, Ирина Аронова, Гульнара Бижанова, Магеррам Магеррамов, Айгуль Нуркина, Снежанна Имашева, Сакен Каныбеков, Арман Кожахметов, Мұрат Бақтиярұлы, Дана Нуржигит, Владимир Волков, Нурлан Бекназаров. Шесть депутатов участвовали в приеме и распределении гуманитарных грузов, помощи малообеспеченным: Ирина Аронова, Айкын Конуров, Нуртай Сабильянов, Дана Нуржигит, Ирина Смирнова, Айгуль Нуркина.

Сколько денег потратили депутаты на помощь малообеспеченным, покупку аппаратов и лекарств

Некоторые парламентарии решили личными деньгами помочь людям. Берик Дюсембинов передал продуктовые наборы 25 семьям на 600 тысяч тенге. Кенес Абсатиров заказал 20 пульсоксиметров на 400 тысяч тенге и 1000 медмасок – на 85 тысяч тенге. Меруерт Казбекова раздала 40 продуктовых наборов многодетным матерям и пенсионерам. Азат Перуашев передал СИЗы и документы на три дыхательных аппарата.  Ерлан Барлыбаев оказал помощь 12 малообеспеченным семьям. Жамбыл Ахметбеков передал 300 тысяч тенге на продуктовые наборы в рамках проекта «Шапағат». Гумар Дюсембаев заказал 2 ИВЛ из Турции, обошлось это в 800 тысяч тенге. Гульнара Бижанова, Нурлан Дулатбеков, Карибай Мусырман, Ахмет Мурадов, Дана Нуржигит, Ляззат Сулеймен, Айгуль Нуркина, Мұрат Бақтиярұлы также приняли участие в помощи, но предпочли не указывать суммы.

Продолжали законодательную деятельность, работали с госорганами

Также некоторые депутаты на каникулах продолжали работать над законопроектами: Гульнара Бижанова (вопросы заемного труда, легализация брошенного жилья, поправки в законодательные акты по правам интеллектуальной собственности), Альберт Рау (не уточнил), Нурлан Абдиров («более десятка законопроектов»), Гульжана Карагусова (поправки в бюджетное законодательство), Мейрам Пшембаев (концепция проекта закона «О промышленной политике»), Кайрат Кожамжаров (поправки  в акты о социальном обеспечении военных, нацгвардии). Четыре парламентария решили лично обратиться к министру здравоохранения: Азат Перуашев, Нуртай Сабильянов, Арман Кожахметов, Сарсенбай Енсегенов.

Другие депутаты вели работу с госорганами. Ерсултан Бектурганов участвовал в коллегии агентства по противодействию коррупции; Мейрам Пшембаев готовита VIII форум машиностроителей; Владимир Волков встречался с прокурорами по вопросу введения в силу Административного процессуально-процедурного кодекса; Алимжан Куртаев вместе с вице-министром Ускенбаевым проверил строительство домов в затопленных селах Мактааральского района; Андрей Лукин разъяснял административный процессуально-процедурный кодекса руководителям правоохранительных органов; Гумар Дюсембаев консультировался с  районными акимами Атырауской области об ИВЛ, строительстве автодороги Актобе-Астрахань, углублении рек Жайык и Кигач.

Встречались с депутатами маслихатов: Айгуль Капбарова, Али Бектаев, Сарсенбай Енсегенов, Ольга Перепечина, Гумар Дюсембаев. На своих рабочих местах находились спикеры палат парламента Маулен Ашимбаев, Нурлан Нигматулин (со слов сотрудницы приемной, с самим спикером поговорить не удалось).

24 парламентария во время опроса находились дома

В то время, как одни парламентарии работали во время парламентских каникулы, другие находились дома.

Кто-то сидит с внуками, кто-то самоизолировался, некоторые не указали причин: Жамбыл Ахметбеков боится заболеть, Галина Баймаханова – на реабилитации после неизвестной болезни, Наталья Жумадильдаева, Фахриддин Каратаев и Бахытжан Ертаев воспитывают внуков, престарелые Владислав Косарев и Тургун Сыздыков находятся в категории «повышенной опасности», Петр Шарапаев занимается своими делами и семьей, Александр Суслов занимается лечением своей супруги, Даурен Адильбеков, Талгат Мусабаев и Серик Сейдуманов на домашнем карантине, Сакен Утебаев, Екатерина Никитинская и Тарас Хитуов восстанавливаются после болезни. По неизвестным причинам находились дома Бейбит Мамраев, Едил Мамытбеков, Шаймардан Нурумов, Абдалы Нуралиев, Құдайберген Ержан, Бактыкожа Измухамбетов, Серик Кусаинов, Канат Мусин, Дархан Мынбай, Серик Умбетов.

Во время опроса депутатов болели либо уже переболели коронавирусом 19 парламентариев.

Не уверен, КВИ ли у него, Шавкат Утемисов. Зауреш Аманжолова проходит реабилитацию. У Жулдыз Омарбековой во время разговора мама находилась в реанимации, поэтому поговорить не удалось. Гульмира Исимбаева сообщила, что ей неудобно разговаривать в связи со смертью брата мужа. Бахытжан Жумагулов и Нұртөре Жүсіп лежали в больнице.

36 депутатов оказались «вне зоны доступа» либо не ответили на звонок

Через мониторинг мы надеялись выяснить, находятся ли депутаты в стране. Нам не удалось узнать, где находятся 36 депутатов, потому что они либо были «вне зоны доступа» либо не ответили на звонок. Отключены номера либо находилиь вне зоны доступа Бекболат Тлеухан, Нурлан Алимжанов, Артур Платонов, Мансурхан Махамбетов, Нурлан Кылышбаев, Бакытбек Смагул, Глеб Щегельский, Амангельды Дауренбаев.

Не ответили на звонок Куаныш Султанов, Юрий Тимощенко, Кожахан Жабагиев, Ольга Шишигина, Мухтар Ерман, Берик Оспанов, Аскар Базарбаев, Асылбек Смагулов, Валихан Кайназаров, Геннадий Шиповских, Жексенбай Дуйсебаев, Куралай Каракен, Балаим Кесебаева, Ирина Унжакова, Сауытбек Абдрахманов, Абдиманап Бектурганов, Абай Тасболатов.

Не ответили на звонок, но позже сообщили в WhatsApp свое местонахождение Сергей Ершов, Светлана Бычкова, Абзал Ералиев, Сакен Каныбеков, Нариман Төреғалиұлы.

Надеемся, что в сентябре журналистов запустят в парламент и нам удастся задать вопросы «пропавшим» депутатам.

Просили перезвонить и пропадали

Попросили перезвонить, а затем перестали отвечать Татьяна Яковлева, Загипа Балиева, Джамиля Нурманбетова и Михаил Чирков. Вице-спикер мажилиса Владимир Божко не ответил на звонок, но позже написал в Facebook, что мы «его не избирали». Байдильда Жылкышиев якобы где-то оставил телефон, а ответивший вместо него человек обещал передать депутату наши вопросы. Само собой, Жылкишиев не перезвонил.  Номер Алии Сапаровой «не зарегистрирован», помощница обещала связать с ней, но не вышла на связь. С Иваном Клименко поговорить тоже не удалось, по словам помощницы, он находится в Костанае. Разговор с Сергеем Симоновым не записался, а повторно отвечать он отказался.

Оригинальным оказался вице-спикер сената Аскар Шакиров. Он сначала выслушал вопросы, а затем сказал, что «не туда попали». Между тем приложение Get contact указывает, что номер принадлежит абоненту Askar Chakirov.

Депутаты, нарушаются ли права человека по время карантина?

Некоторые парламентарии ответили на вопрос, нарушаются ли права казахстанцев во время карантина и обращаются ли к ним с жалобами?

Нуртай Сабильянов считает, что во время пандемии санкцию «содержание под стражей» можно поменять на «домашний арест», а наказания за преступления небольшой тяжести и административные правонарушения – пересмотреть. Сакен Утебаев отметил, что прямых обращений не было, но он читает о таковых в СМИ. Тарас Хитуов считает, что права казахстанцев во время карантина не нарушаются. По мнению Айгуль Капбаровой,  во время карантина суд может быть благосклонным и применять в качестве наказания штраф вместо ареста. Владимир Волков поручил членам руководимого им сенатского комитета по конституционному законодательству собирать факты нарушений прав человека во время карантина. Андрей Лукин уверен, «абсолютно никаких нарушений прав человека при карантине не усматривается». Кайрат Кожамжаров сообщил, что жалобы о нарушении прав человека во время карантина ему поступают, каждое он регистрирует и рассматривает лично, направляет запросы с просьбой рассмотреть вопрос более тщательно.

Обращает внимание, что после заявлений спикеров сената и мажилиса Маулена Ашимбаева и Нурлана Нигматулина о том, что «парламентские каникулы» — это продолжение работы, депутаты перестали говорить, что они в отпуске. Критические комментарии в Facebook под постами Бахытжан Торегожиной, инициировавшей мониторинг деятельности парламентариев, доводились и до депутатов, не зарегистрированных в социальных сетях. Проводившему телефонный опрос журналисту даже после проведения мониторинга депутаты продолжают отправлять информацию о своей работе. Мажилисмены и сенаторы, похоже, обратили внимание на общественный резонанс, вызванный как самим мониторингом, так и неоднозначной реакцией некоторых парламентариев, и стараются не допустить репутационных потерь. Тем более, что совсем скоро – новые выборы в парламент.

Муратбек Керей

http://www.exclusive.kz

Поделись, чтобы люди узнали:
.