В Павлодарском городском суде 18 октября состоялись предварительные слушания по иску против правозащитника Елены Семеновой. Исковое заявление о «защите чести и достоинства» подали сотрудники исправительного учреждения.
ОЧЕРЕДНОЕ ДЕЛО
Иск в суд против Елены Семёновой подали сотрудники исправительного учреждения ОВ-156/15 в городе Семей Сунгат Абраев и Жанибек Жангалиев.
— Они подали иск в связи с моей публикацией в феврале. Я писала о том, что сотрудник учреждения — оперуполномоченный по имени Сунгат — заставляет осуждённых отказаться от своих показаний. Потому что тогда были поданы заявления по факту пыток и заключенных заставляли отказаться от своих показаний. Написала о том, что они душили одного осуждённого после операции в больнице. Они его в палате душили. И вот, спустя восемь месяцев, они подали иск о защите чести и достоинства, — говорит Семёнова.
Правозащитник отмечает, что в публикации не указывала фамилий, там было лишь одно имя.
— Опубликованные мной посты на 99 процентов основаны на данных доверенных источников, это имеющая подтверждение информация. Лишь один процент не подтверждается, потому что осуждённые боятся и вынуждены отказываться от своих слов из-за угрозы жизни. Основанием для этих постов стали такие же заявления, — объясняет правозащитник.
Жены заключённых призвали МВД пресечь пытки в тюрьмах
Подавший иск в отношении Семёновой сотрудник тюрьмы Сунгат Абраев согласился дать Азаттыку небольшой комментарий. По его словам, причиной, побудившей его подать в суд иск, стала «содержащаяся в посте ложная информация».
— Лично против Семёновой я ничего не имею. Однако она опубликовала ложную информацию. По ее словам, мы хотели задушить и убить осуждённого. Действительно, я проводил обыск со своими коллегами. В учреждении лишь одного оперуполномоченного зовут Сунгат. И это я. Очевидно, что человек, о котором она пишет в посте, — это я. Поэтому я и обратился с заявлением в суд, — сказал истец.
Отвечать на другие вопросы он не стал. Со вторым истцом поговорить не удалось. В исковом заявлении он указал, что публикация «повлекла подрыв его чести и достоинства среди окружения, близких и знакомых» и «изменила к нему отношение в негативную сторону». Если Абраев просит обязать Елену Семёнову принести публичные извинения в социальной сети и выплатить моральную компенсацию, то Жангалиев настаивает лишь на извинениях в социальной сети. Следующее заседание по этому делу назначено на 25 октября.
ЗАПРЕТ, КОТОРЫЙ НИКТО НЕ ВИДЕЛ
Это не первый случай уголовного преследования Елены Семёновой. Ранее в отношении правозащитника было возбуждено уголовное дело по статье 274 уголовного кодекса («Распространение заведомо ложной информации»). Следствие по этому делу продолжается.
Несмотря на то что Семёнова по этому делу проходит лишь подозреваемой, в начале октября она не смогла вылететь в Страсбург. В аэропорту ее не допустили на рейс. Семёнова должна была встретиться с депутатами Парламентской ассамблеи Совета Европа (ПАСЕ). В выданном ей пограничной службой уведомлении говорится, что «на основании задания ДВД Карагандинской области ей закрыт выезд из Казахстана».
— У меня на руках есть ответ генеральной прокуратуры на запрос депутата Европарламента Яромира Штетины. В ответе говорится, что «в отношении Е. Семёновой никаких мер пресечения не принималось, и она продолжает свою публичную деятельность без каких-либо ограничений». Однако департамент внутренних дел Карагандинской области поставил мне запрет на выезд за пределы Казахстана. Я до этого дня не видела это постановление и не знала об этом, — сообщила Азаттыку Елена Семёнова.
Азаттык 10 октября обратился в департамент внутренних дел по Карагандинской области за комментариями по поводу этого постановления, однако к моменту публикации статьи ответ не поступил. Пресс-секретарь ведомства Жанатай Сембеков сообщил по телефону, что «ответ направлен на согласование в прокуратуру».
В начале июля Елена Семёнова рассказала о жестоких условиях в тюрьмах и центрах содержания под стражей в Казахстане в ходе ряда встреч с членами Европейского парламента в Страсбурге. По словам правозащитника, случаи пыток и жестокого обращения в местах содержания под стражей включали избиения, изнасилования, унижения и отказ в медицинской помощи.
Руководство департамента комитета уголовно-исполнительной системы Карагандинской области обвинило Семёнову в «распространении ложных сведений». После обращения ведомства с заявлением в полицию 12 июля в отношении правозащитника было возбуждено уголовное дело по статье «Распространение заведомо ложной информации», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.
Осенью 2015 года казахстанские власти, которые правозащитник Семёнова подвергает критике, обвинили ее в «распространении заведомо ложной информации в социальной сети», но через год дело было закрыто.
Маншук Асаутай
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.