Жалоба участницы оппозиционного движения «Oyan, Qazaqstan» Айзат Абильсеит на действия прокуратуры и антикоррупционной службы, которые не усмотрели правонарушения в многочасовом кеттлинге активистов в день парламентских выборов, оставлена судом без удовлетворения. Соответствующее постановление вынесла 12 марта судья специализированного межрайонного следственного суда Алматы Марал Жарылгасова.
Абильсеит сообщила Азаттыку, что планирует в течение трех дней подать апелляцию в городской суд в попытке добиться привлечения к ответственности полиции, спецподразделение которой 10 января удерживало на протяжении почти семи часов активистку и ее единомышленников в плотном кольце.
18 января Абильсеит подала заявление в антикоррупционную службу, указав, что полицейские, по ее мнению, превысили полномочия и незаконно окружили людей, не давая возможности даже справить нужду. Спустя почти месяц, 15 февраля, она получила ответ из прокуратуры, которая не усмотрела в кеттлинге «уголовно наказуемых деяний». Тогда Абильсеит узнала, что ее заявление на действия полиции списали без регистрации. Затем она вместе с адвокатом подала жалобу в суд в соответствии со статьей 106, «Судебный порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования», уголовно-процессуального кодекса .
— Как выяснилось, результат проверки мне должны были отправить еще в феврале от антикора, но почему-то не отправили ни почтой, ни на egov (портал электронного правительства. — Ред.). Видимо, забыли. В итоге секретарь [судьи] отправила мне документ по WhatsApp во время заседания, и нам дали пять минут на ознакомление, в этом документе было написано, что «сторонников движения «Oyan, Qazaqstan» задержали после того, как сотрудник акимата разъяснил нормы из закона о проведении мирных собраний, но сторонники движения продолжили стоять с плакатами и выкрикивать лозунги». Во-первых, нас задержали во время движения по улице Сатпаева без плакатов и мы не кричали лозунгов. Во-вторых, сотрудник акимата подошел к кольцу только через полтора-два часа, — говорит Айзат Абильсеит.
Антикоррупционная служба, в которую обращалась Абильсеит, передала материалы в управление собственной безопасности департамента полиции Алматы для проведения служебного расследования, и управление не нашло оснований для привлечения к ответственности своих коллег. Абильсеит говорит: «Расследование провели те самые сотрудники полиции, на которых я и подавала заявление».
По словам активистки, на вопрос адвоката: «Чем руководствовались сотрудники, когда блокировали людей?» — следователь ответил: «Задержания не было, они могли выйти когда хотели, и меня на месте не было, я делаю выводы согласно результатам служебного расследования».
В день выборов в парламент и местные представительные органы две группы активистов — Жанболат Мамай, лидер инициативной группы по созданию Демократической партии, и его сторонники, а также участники гражданского движения «Oyan, Qazaqstan», которые планировали выразить протест несправедливым, по их мнению, выборам, — были взяты в кеттлинг (окружение группы протестующих полицией и удержание их внутри заграждений в течение продолжительного периода времени) спецподразделением полиции.
В кольце СОБРа активисты «Oyan, Qazaqstan» простояли около семи часов, сторонники Мамая — около девяти часов. Мобильный интернет на площади в это время был недоступен. В интервью Азаттыку Айзат Абильсеит на следующий день рассказала, как в свой день рождения — 10 января ей исполнилось 25 лет — она вынуждена была находиться в окружении силовиков.
Во второй раз в этом году полиция применила прием кеттлинг 28 февраля — в Алматы и Нур-Султане. Тогда в окружении полиции в столице оказались те, кто пришел на поминки по активисту Дулату Агадилу, погибшему при загадочных обстоятельствах в СИЗО в феврале прошлого года. Протестующих удерживали в кольце полиции около трех часов. Сторонников незарегистрированной Демпартии в Алматы, вышедших на мирный митинг 28 февраля, продержали в кольце спецназа 10 с половиной часов.
Уполномоченный по правам человека в Казахстане Эльвира Азимова в комментарии Азаттыку сказала, что применение кеттлинга было продиктовано соображениями «безопасности».
Представители западных правозащитных организаций назвали кеттлинг «репрессивной» стратегией и тактикой, направленной против мирных демонстрантов.
- По официальным данным, после выборов 10 января в парламент прошли три партии («Нур Отан», Народная партия Казахстана, «Ак жол», как и по итогам предыдущих выборов, 2016 года).
Багдат Асылбек
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.