Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Еще двум правозащитным НПО грозят приостановление деятельности и штрафы

25 января налоговые органы наложили взыскания еще на две казахстанские неправительственные организации — в виде приостановления деятельности на три месяца и штрафов на миллионы тенге. Обе НПО, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности и «Международная правовая инициатива», занимаются правозащитной деятельностью. Ранее схожие решения были вынесены в отношении организаций, специализирующихся на мониторинге выборов. Одной также предписано временное закрытие. Обе оштрафованы. Всего подобная участь может ждать более дюжины казахстанских правозащитных и общественных организаций.

25 января налоговые органы Алматы рассмотрели дела Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности и «Международной правовой инициативы», касавшиеся претензий к их финансовой отчетности.

В результате КМБПЧиСЗ получило взыскание в виде штрафов по четырем протоколам в размере 200 МРП по каждому. Общая сумма превышает два миллиона тенге. Кроме того, организацию обязали на три месяца приостановить деятельность.

«Международную правовую инициативу» оштрафовали на 1,1 миллиона тенге (400 МРП) с приостановкой работы — также на три месяца.

Постановления пока не вступили в силу. У организаций есть 10 суток на обжалование этих решений.

Ранее, 15 и 19 января соответственно, оштрафовали две другие НПО: в Алматы — общественное объединение «Эхо» в отсутствие его представителей (размер штрафа — 400 МРП, или около 1,1 миллиона тенге), в Нур-Султане — общественное объединение «Еркіндік қанаты» (сумма штрафа — 277 тысяч тенге). «Эху» также предписано приостановить деятельность на три месяца. Обе организации занимаются наблюдением за выборами и подготовкой наблюдателей.

Во всех случаях претензии касаются двух форм о получении и освоении иностранного финансирования, которые организации обязаны сдавать в налоговые органы. Все организации заявили, что будут обжаловать вынесенные решения. Их представители продолжают придерживаться мнения, что действия налоговиков являются «политическим заказом». По их словам, рассмотрение дел, как и сами проверки, проводилось с нарушениями законов и процедур.

— Во-первых, 2018 год. Прошли давно сроки привлечения к административной ответственности, которые составляют два месяца. Во-вторых, согласно закону, они должны были провести камеральный контроль, и в налоговом кодексе четко написано, как этот контроль проводится. Согласно этим нормам, мы могли исправить в течение 30 дней все неточности. Но они провели проверку не в рамках налогового кодекса. То, что они провели, называют «особой формой контроля», которая отсутствует в налоговом кодексе… Лишили нас всех прав и возможностей и не хотят давать нам возможность что-то исправить… Видимо, им не нужно, чтобы мы разговаривали с ООН, ОБСЕ, с отдельными странами, Евросоюзом. Они хотят заткнуть нам рот, чтобы никто в стране не мог связываться с международными структурами. Тихой сапой превращаемся в Северную Корею, — заявил руководитель «Международной правовой инициативы» Амангельды Шорманбаев.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

В ноябре 2020 года сразу 13 казахстанских НПО сообщили о том, что в отношении них проводятся необоснованные налоговые проверки. Представители организаций назвали происходящее «атакой» и «политическим давлением» в преддверии выборов в мажилис и маслихаты. В НПО сообщали, что дела против них были практически идентичными.

Представители НПО напрямую увязывали кампанию против них и предстоявшие выборы. В беседе с Азаттыком директор КМБПЧиСЗ Жовтис высказывал мнение, что организации решили «приструнить».

— Я думаю, на начальном этапе была идея найти путем такой проверки финансирования из иностранных источников, возможно, средства, которые направляются на протестные акции, на организаторов протестных акций. Они думали, что мы финансируем какие-то группы, которые занимаются оппозиционной политикой и протестностью. Когда они ничего не нашли — с августа проверяли, хотя нам не сообщали, — решили выполнить программу минимум: за что-то зацепиться. Решили нас приструнить накануне выборов, чтобы мы были заняты этой проблемой и не участвовали, — сказал Жовтис.

«Посчитать честно — страшно». Истории «неудобных» наблюдателей

В результате некоторые организации не смогли направить своих представителей для мониторинга голосования, которое состоялось 10 января и сопровождалось сообщениями о многочисленных нарушениях и препятствиях для независимых наблюдателей и журналистов.

В стране в этот день также происходили массовые задержания граждан, выражавших несогласие с голосованием, которое они считали сфальсифицированным и безальтернативным.

Как активисты вышли на протест и оказались в многочасовом окружении

Помимо четырех организаций, в отношении которых уже вынесены постановления, речь также идет о правозащитной организации «Қадір-қасиет» и НПО, занимающихся вопросами СМИ и свободы слова: MediaNet и «Правовой медиацентр». Все они в настоящее время ожидают рассмотрения их дел.

По словам директора КМБПЧиСЗ Евгения Жовтиса, предписание приостановить деятельность, если оно вступит в силу, грозит организациям очень серьезными последствиями.

— Хуже всего ситуация со штатом. У нас 44 человека, и в период пандемии они все останутся без зарплат, без источников существования. Зачем это нужно государству, мне непонятно, — заявил Жовтис.

Азаттыку до настоящего времени не удалось получить комментарии комитета государственных доходов относительно причин налоговых проверок НПО и сути предъявляемых им претензий, несмотря на отправленный запрос.

РЕАКЦИИ

20 января международная правозащитная организация Human Rights Watch выступала с открытым заявлением в связи с давлением на казахстанские НПО со стороны налоговых органов. Организация назвала происходящее «скоординированной атакой», которая ставит под сомнение «искренность заинтересованности казахстанского руководства в реформах». HRW призвала США, Евросоюз и международные организации «высказаться в поддержку этих уважаемых правозащитных групп» и «против незаконных действий казахстанских властей».

Как заявила HRW,претензии, выдвигаемые НПО налоговыми структурами, предъявляются в рамках законодательства, которое было обновлено в 2015 году. Этими поправками были введены правила, обязующие организации, получающие иностранное финансирование, предоставлять дополнительную отчетность. HRW напомнила, что тогда против законопроекта высказывалась специальный докладчик Организации Объединенных Наций по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций Майна Киаи, который отметил, что новые правила «могут не только скомпрометировать независимость объединений, но и стать угрозой их существованию».

На объявление о том, что приостановить деятельность в Казахстане вынуждают уже три НПО, начали откликаться международные организации и эксперты, изучающие страну.

Так, Нейт Шенкан, директор по исследовательской стратегии международной правозащитной организации Freedom House, заявил, что происходит «именно то, о чем предупреждали, когда закон [2015 года] был принят».

Наргис Касенова, старший научный сотрудник Гарвардского центра исследований России и Евразии имени Дэвиса, написала в Twitter’е в связи с очередными взысканиями, наложенными на НПО: «На фронте прав человека / демократизации дела в Казахстане не улучшаются, а ухудшаются, и разрыв между риторикой и реальностью увеличивается. Большой жирный минус укреплению доверия внутри страны и созданию имиджа на международном уровне».

Бывший старший научный сотрудник RAND Corporation и бывший посол США в Казахстане Уильям Кортни в Twitter’е выразил мнение, что в Нур-Султане, возможно, не отдают себе отчета в серьезности последствий: «Лидеры Казахстана могут недооценивать риски народного недовольства столь жесткими действиями против НПО. И реакция Запада может стать более негативной. В чувствительном геополитическом положении Казахстана последствия могут быть более серьезными, чем для некоторых других постсоветских государств».

Оценивая текущую ситуацию в Казахстане, многие эксперты ссылаются на обещания президента Касым-Жомарта Токаева, которые он давал, придя к власти в 2019 году после отставки правившего страной почти 30 лет Нурсултана Назарбаева и в результате вызвавших массовые акции протеста и раскритикованных досрочных президентских выборов.

На фоне растущих протестных настроений Токаев анонсировал концепцию «слышащего государства» с целью укрепить диалог между государством и гражданами. Президент в своих посланиях заявлял, что в стране облегчат работу гражданского общества, возможность участия населения в принятии политических решений, проведения митингов и других мирных акций, создания политических партий.

Согласно расширяющемся консенсусу, за почти двухлетний период пребывания Токаева у власти, несмотря на ряд изменений в законодательстве, которые правозащитники склонны считать «косметическими», ситуация с обеспечением основных прав и свобод в стране ухудшилась.

Одним из примеров называют прошедшие 10 января выборы, во время которых оказывалось «беспрецедентное» давление на независимых наблюдателей, а против протестующих во второй раз за несколько недель применили полицейскую тактику «кеттлинг», продержав долгие часы на морозе без воды, питья и возможности покинуть образованное полицейскими кольцо. Само голосование наблюдательская миссия ОБСЕ признала не соответствующим международным стандартам.

В комментарии Азаттыку в связи с новым негативным развитием ситуации вокруг казахстанских правозащитных НПО Мира Риттман, старший исследователь HRW по Центральной Азии, назвала происходящее «наглой попыткой парализовать правозащитные группы», которая «идет вразрез с заявленной правительством Казахстана программой политических реформ».

— Вместо того, чтобы продолжать кампанию преследования правозащитных организаций, казахстанские власти должны позволить «Эху», «Международной правовой инициативе», Бюро и всем другим организациям, которым грозят штрафы и возможная приостановка, осуществлять свою деятельность без необоснованного вмешательства со стороны правительства. Я надеюсь, что международные партнеры Казахстана самым решительным образом осудят это скоординированное нападение на эти известные правозащитные группы, — заявила Риттман.

Багдат Асылбек

https://rus.azattyq.org

Поделись, чтобы люди узнали:
.