Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Сергей Дуванов / Кто устанавливает тариф на справедливость в суде Казахстана?

Казахстанские СМИ мало интересуются судом над бизнесменом Искандером Еримбетовым. А дело-то резонансное, откровенно политическое, связанное с главным оппонентом Акорды – Мухтаром Аблязовым.

Искандер Еримбетов в зале суда в Алматы; фото: RFE/RL
Искандер Еримбетов в зале суда в Алматы; фото: RFE/RL

Процесс по делу Искандера Еримбетова, владельца АО «Конфеты Караганды», начавшийся в мае в Алматы, интересен своим откровенным правовым нигилизмом и игнорированием элементарной логики.

Но пресса молчит «в тряпочку» – самоцензура в действии. А потому мало кто знает, в чем состоит суть предъявленных обвинений.

Если совсем коротко, то Еримбетова, находящегося под арестом с осени 2017 года, обвиняют в том, что ТОО «Sky Service», оказывающее услуги по вертолетным перевозкам, к которому он по документам имеет отношение лишь в качестве клиента, заломило слишком высокую цену за выполненные услуги. Мол, могли взять меньше, а взяли больше.

Это при том, что «потерпевших» цена услуг вполне устраивала. Их никто не принуждал платить по таким тарифам, более того, они вполне могли воспользоваться услугами других коммерсантов.

И вот данную ситуацию следствие и прокурор пытаются преподнести как мошенничество. В то время как «потерпевшие» довольны выполненной работой и по сей день не могут понять, в чем же состоит понесенный ими ущерб?.. Кстати, на суде они добросовестно признались в этом.

Понятно, что главный вопрос здесь: имеет ли коммерческая организация право устанавливать тарифы на свои услуги? Адвокаты Еримбетова задают вопрос: «В каком случае тарифы коммерческой организации становятся необоснованно завышенными?»

И вот тут и «потерпевшие», и прокурор откровенно «плывут», маловразумительно мычат и кивают на следствие: мол, все вопросы к следователям, они нам сказали.

Подсудимый Еримбетов просит прокурора разъяснить, что такое «необоснованное завышение тарифов».

Прокурор разводит руками и говорит, что он разъяснять ничего не будет, так как все разъяснения – в обвинительном акте.

Однако в обвинительном акте об этом нет ни слова. Все! На этом процесс упирается в стену непонимания. Непонимания того, что, собственно, и требуется доказать.

То есть в данном судебном процессе ни у обвиняемого, ни у его адвокатов, ни у «потерпевших», ни даже у прокурора и судьи нет понимания сути обвинения: никто из них не в состоянии объяснить, что такое «необоснованное завышение тарифов» для коммерческой организации.

Есть подозрение, что обвинение так и будет «включать дурочку» в этом вопросе до конца процесса. Видимо, они вынуждены это делать, потому что в противном случае любая попытка юридического обоснования «необоснованного завышения тарифов» может привести к полному развалу обвинения и полному конфузу его составителей.

Предлагаю читателям самим в этом убедиться.

Все, что нужно для этого, – понять, что такое тариф, как он формируется в госструктурах и коммерческих организациях. ТАРИФ – это система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые предприятиям.

Есть тарифы за предоставление услуг, определяемые органами власти. Они обязательны для исполнения всеми, кто ими руководствуется в стране. А вот тарифы, установленные коммерческими организациями, могут меняться в соответствии с потребностью и рыночной конъюнктурой.

И если государство не вмешивается в этот процесс, то других регулирующих механизмов для ценообразования в коммерческом секторе не существует.

Здесь властвуют законы рынка и конкуренции: цена услуг может варьироваться в зависимости от спроса и предложения, а также соотношения цены и качества услуг. Так что «необоснованное завышение тарифов» в сфере бизнеса – это нонсенс, а проще говоря, глупость.

Потому что любая чрезмерно завышенная цена тут же оборачивается падением спроса на эти услуги и потерю клиентов. То есть обоснованность цены диктует рынок, и, соответственно, ни один прокурор не в состоянии определить степень обоснованности тарифов той или иной коммерческой сделки.

Ничего не меняет и то, что услугами ТОО «Sky Service» пользовались госпредприятия, которых никто не неволил платить по предлагаемым им ценам. Тем более что у них всегда была возможность отказаться от услуг данной фирмы и воспользоваться предложениями конкурентов.

Более того, как оказалось, все, кого следователи назначили «потерпевшими», сами выбрали на проводимых ими тендерах ТОО «Sky Service», причем заказчики были вполне довольны оказанными услугами, и ни о каком понесенном ущербе не было и речи.

Но это еще не все. На судебном заседании в июле выяснилось, что сам Еримбетов не имеет к ТОО «Sky Service» никакого отношения. Его нет в учредителях компании, он не руководитель и даже не заместитель.

Он там не получал зарплаты, не платил налогов и не производил пенсионных отчислений. По документам он соприкасался с этой компанией только в качестве… клиента. Да-да, именно клиента! Все, что удалось найти на Еримбетова в бухгалтерских документах, – это то, что он пользовался услугами ТОО «Sky Service».

Получается очень интересная ситуация: все руководство ТОО «Sky Service», обвиняемое в мошенничестве, находится под домашним арестом.

А человек, не проработавший в данной фирме и дня, – в следственном изоляторе. Как такое может быть? Это еще один вопрос на засыпку, который ни судья, ни прокурор объяснить не в состоянии.

Тут самое время вспомнить, что ранее следствие пыталось инкриминировать Искандеру Еримбетову отмывание денег, нажитых преступным путем. Якобы политический оппонент Назарбаева Мухтар Аблязов, скрывающийся во Франции, передал Искандеру 5,4 млн долларов, на которые тот в 2013 году купил конфетную фабрику.

Однако найти доказательства связи Еримбетова с Аблязовым следствию не удалось, и тогда уголовное преследование этого человека акцентировалось на обвинении в мошенничестве в ТОО «Sky Service».

По версии родственников Еримбетова и ряда экспертов, уголовное преследование Искандера организовано для того, чтобы вынудить его сестру Боту Джардемали, получившую политическое убежище в Бельгии, дать показания против Аблязова.

Прежде, в период с 2005 по 2009 год, она была начальником юридического департамента БТА Банка, возглавляемого Аблязовым, и ее показания нужны для получения компромата на беглого банкира, которого Акорда надеется вернуть в страну для расправы.

Самое поразительное и возмутительное нас ожидает в день объявления приговора, когда судья произнесет слова: «Признать виновным…» А именно так и будет: нужно знать повадки и стиль работы нашего следствия, прокуратуры и суда.+

Маховик запущен, и остановить его не смогут ни закон, ни логика и аргументы, ни здравый смысл.

Сергей Дуванов – публицист и колумнист Ц-1 в Алматы

 

Поделись, чтобы люди узнали:
.