Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Суд Айгерим Тлеужан по захвату аэропорта #QANTAR2022

13 апреля, 2 часть

Представитель РГП «Казаэронавигация» Афанаси: можно ли участвовать на суде тогда, когда будет необходимость нашего присутствия, а в остальное время быть на работе.
Судья удовлетворил просьбу, попросив быть на постоянной связи.
12.20 часов. Судебное заседание был продолжен.
В зал судебного процесса в качестве свидетеля был приглашен сменный начальник компании «Международный аэропорт Алматы» Сабитов Фархат Талгатович, которого судья ознакомил с правами и об ответственности за дачу ложных показании, а также спросил не находится ли на скамье подсудимых неприятные ему лица, которые могут повлиять на дачу его показания.
После отрицания последнего обстоятельства Сабитовым Ф. был произнесен текст клятвы.
Право первым задать вопрос был предоставлен гособвинителю, так как участие в суде в качество свидетеля был ими заявлен.
Прокурор Сейтимбет: Какую должность занимаете в Аэропорту, и расскажите что входит в ваши функциональные обязанности.
Сабитов: Я являюсь сменным начальником аэропорта. В мои функциональные обязанностивходит все производственные вопросы касательно аэропорта. Все подразделения за действенные в производственных вопросах находятся в моем подчинении, касаются только меня. Поэтому являюсь первым руководителем аэропорта как практик.
Сейтимбет: 5 января 2022 года во сколько приступили к работе?
Сабитов: согласно графина смена начинается в 20-00 часов, но я всегда пребываю к 19-00 часам для получения информации и составления плана работы.
Сейтимбет: перед заступлением на смену каков был план, какие инструкции получили?
Сабитов: в 19-00 часов приехал на работу в аэропорт, производственный план составил вместе с напарником. В случае необходимости как производить эвакуацию, обеспечить безопасность складов, СВХ, других объектов.
Сейтимбет: кем было принято решение об эвакуации? Что можете рассказать о совещаниикоторое было проведено в дневное время касательно деятельности аэропорта. Какой вопрос рассматривался, и кто участвовал.
Сабитов: насчет совещания не знаю, и кем было принято решение мне не известно. Наверное руководство участвовало.
Сейтимбет: что происходило в 20.00 часов в аэропорту?
Сабитов: в 19-00 часов произвел обход терминала, территории, объезд и осмотр. В 19-20 часов встретил борт, встретил пассажиров и дальше объезд произвел.
В 19-40 часов позвонил один из руководителей подразделения и сказал что в сторону аэропорта движется колонна из 800 человек, и надо произвести эвакуацию людей.
После получения сигнала дал команду диспетчерам, руководителям подразделения о необходимости всю технику подвести к багажному отделению. Когда осуществлялся выход пассажиров обеспечивал их посадку в автобусы, координировал их направления в сторону СВХ.
Служебные автомашины также отправлял им, дальше в багажное отделение.
По телефону давал команду как выходить за пределы аэропорта.
Учитывая что на стоянке находилось судно по рейсу Алматы-Москва, дал указание чтобы отогнали в более безопасное место. Сказал им чтобы отключили все электричества. Также на стоянке находились самолет рейсом Алматы-Бишкек, и три иностранные борта. Их тоже попытались отогнать подальше от терминала, в более безопасное место.
В это время прилетел корейский борт «Азиана», и совершили посадку, хотя мы просили «Казаэронавигации» отменить. Но все предупреждения были проигнорированы, и посадка была произведена. В связи с беспорядками чтобы удобно было наблюдать за ними разместили их рядом с бишкекским рейсом. После предупредил их чтобы посадку пассажиров не производили и экипаж выполни наши требования. Попросили выключить свет и не включать до улучшения ситуации. Такие же требования выставили и грузовым рейсам, члены экипажа также выполнили требования.
Потом направился в сторону терминала и наблюдал за процессом эвакуации пассажиров на территорию СВХ.
Пока наблюдал в мою сторону направился неизвестный молодой человек, скорее один из руководителей, толкнув меня, сел в машину. Вместе с этим человеком был 13 человек, все с дубинками, ну что-то похожее на палку. Он был в неадекватном состоянии, агрессивный.
Когда привез людей в СВХ и вернулся, позвонил напарник и попросил забрать его с южного района. Он там через ворота выводил людей. Когда развернув машину поехал, там ездили неизвестны машины. Забрал сотрудника и выключив свет поехал в СВХ.
12.56 часов был объявлен обеденный перерыв.
До обеда Исмаилов напомнил о 2 ходатайстве (о предоставлении РГП «КазаэроНавигация показаний в виде нормативных документов, регламентирующих основания и порядок отключения электропитания свето-сигнальной системы на взлётно-посадочной полосе на территории аэропорта, а также о проведении биологического анализа судебно-медицинской экспертизой вещественного доказательства).
15.00 часов судебное заседание началось.
Было озвучено ходатайство защитника Карменова адвоката Исмаилова Г.
Судья Какимжанов: Посмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела установил, в ходе главного судебного разбирательства от адвоката Исмаилова поступило два ходатайства: первое о назначении судебные экспертизы в интересах своего под защитного Карменова мотивированного тем что для подтверждения версии защиты о том что сам подсудимый пострадал от насильственных действий неустановленных лиц в аэропорту 5 января 2022 года необходимо проверить наличие следов крови на принадлежащей ему кепке. Второе ходатайство об истребовании документов из РГП «Казаэронавигация» на обозрение с целью установление записи о принятии решении оботключении электропитания светосигнальной системы взлётно-посадочной полосы на территории аэропорта в городе Алматы. Данные сведения защиты необходимы в рамках осуществления защиты подсудимого Карменова. Заслушав мнение участников процесса пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных ходатайств согласно статье 99 Уголовного кодекса. Участники процесса вправе обращаться к суду ходатайствами для принятия решений и для установления обстоятельств имеющие значение в ходе уголовного процесса для обеспечение прав и законных интересов лиц, которые обратилось ходатайством или представляемого им лица. Ходатайство должно быть удовлетворено если оно способствует всестороннему полному объективному исследованию обстоятельств дела по обеспечению прав и законных интересов участников процесса. Цель их проверки:версия подсудимого Карменова о том что он подвергся нападению со стороны неизвестных лиц когда пытался предотвратить нападение на самолёт необходимо назначить судебную биологическую экспертизу на разрешение которой поставить вопрос имеется ли на кепке серого цвета принадлежащей подсудимому Карменову и являющийся вещественным доказательством следы крови человека. Относительно второго ходатайства суд находит правильным изменить содержание запроса в адрес руководства РГП «Казаэронавигация» с учётом показаний данных её представителем в судебном заседании и истребовать документы регламентирующие основание и порядок отключение электропитания света сигнальной системы взлётно-посадочной дороги на территории города Алматы в ситуации имевшей место 5 января 2022 года.
На основании суд постановил:
Первое, назначить по делу судебно-биологическую экспертизу, поручив ее производство эксперту филиала Центр судебных экспертиз Министерства юстиции и Институтасудебных экспертиз по городу Алматы. Поставить на разрешение экспертов вопрос «Имеется ли на кепке серого цвета принадлежащей Карменову следы крови человека». Предупредить экспертов об уголовной ответственности по статье 420 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Представить в распоряжение экспертов кепку серого цвета которая является вещественным доказательством по делу.
Второе, истребовать у руководства РГП «Казэронавигация» документы регламентирующие основание и порядок отключения электропитания светосигнальной взлётно-посадочной полосы на территории аэропорта города Алматы ситуации имевшие место 5 января 2022 года согласна части четвёртой статьи 344 Уголовного кодекса.
Постановление обжалованию не подлежит, оно составлена в совещательной комнате и подписано судьей Какимжановым.
Уважаемые участники процесса прошу просаживаться, мы продолжаем судебное заседание.
Сабитов: После того момента как я своего сотрудника забрал со стоянки мы приехали на СВХ там было большое количество наших сотрудников аэропорта. Вообще человек где-то 800 может быть даже больше пассажиров который действительно были в растерянности и не знали как дальше действовать. Ну это уже ориентировочно было часов в 10 вечером так как я собрал всех сотрудников которые были рядом с нами и обсуждали план решения действий. Мы в это время могли просто расположить сотрудников аэропорта, а также пассажиров на самом складе и оставить их там или же принять какое-либо другое решение. Но многие пассажиры находясь в шоковом состоянии, а также сотрудники приняли решение идти своим ходом чтобы обезопаситься со своими семьями. Многие среди пассажиров были граждане Казахстана. Я сотрудником аэропорта дал указание чтобы они данных людей сопровождали до улицы Майлина. Также учитывая что многие сотрудники аэропорта проживают рядом с аэропортом. Впоследствии я узнал что наши ребята сотрудники аэропорта некоторых пассажиров забрали к себе домой. Со мной остались пять-шесть человек, мы решали что делать и как дальше действовать.
Учитывая то что у нас ещё на стоянках находились самолёты с пассажирами, то есть Бишкекский, Южной Кореи, а также Московский с экипажем на борту.
Гграждане Кореи очень сильно испугались и они держали связь с представителем корейской авиалинии и попросили нас предпринять какие-то действия. Представитель корейской авиалинии на свой страх и риск чтобы я отдал разрешение на то чтобы мы пассажиров с корейского порта и сопроводили в безопасное место. Для того как принять это решение мы сначала проехали по воздушной стоянке где находились бишкекские азиатские и московские рейсы, и так как каких-либо посторонних лиц возле самолёта мы не видели, мы приняли решение о срочной эвакуации корейских жителей.
Мы приехали на СВХ, подготовили водителя автобуса и людей которые должны были эвакуировать пассажиров, выключили свет на автобусах и приехали на борт корейских авиалиний. Я находился за рулём и поставил свою машину перед бортом воздушного судна чтобы в случае каких-либо посторонних лиц или машин я бы пошёл на таран и начал бы сбивать. Пока я контролировал, мои сотрудники в полной темноте открыли дверь воздушного судна, подогнали автобус и высадили пассажиров количество пассажиров было 88 граждан Кореи. Еще одно то что нам помогло это погодные условия, как раз спустился туман и по туману мы с выключенным светом увезли граждан Кореи подальше на пост пожарной службы которая находится почти в 4 км. Но учитывая что мы граждан Кореи вывезли в безопасное место, у нас оставалось ещё два борта получается Московский и Бишкекский. С представителями мы связались по телефону чтобы граждане других стран находились там без какого-либо движения и свет не включали до полного урегулирования обстановки, а также связались с представителями компании Air Astana и попросили не предпринимать никакие меры без нашего согласования.
До 12:00 ночи мы ещё два раза съездили к бортам и эйр Астана который направлялся в Москву и Бишкекский. Возле бортов воздушного судна людей не было, но машин было очень много. Когда мы вывозили граждан Кореи резко погас свет на взлётно-посадочной полосе. Мы причин не знали и пытались связаться с Казаэронавигация, но на связь с нами никто не выходил. До часу ночи мы находились на дальнем участке, куда мы спрятали корейских граждан. С нами оставалось три человека, это сотрудник пожарной охраны,мой напарник который возглавлял работу терминала, и я руководитель. Мы приняли решение что необходимо срочно посмотреть что творится в терминале. Также отключив свет мы с территории пожарной службы, куда мы спрятали граждан Кореи, выехали.
Это было уже после 1:00 ночи. Там действительно была страшная картина. Мы зашли через багажное отделение, всё что там находилось, весь багаж пассажиров был разворован. Он был полностью практически уничтожен, растоптан, все вещи валялись на полу. Такая же картина находилась в общем зале ожидания. А также важно отметить, когда мы вошли туда мы удивились «откуда могла быть вода», она практически была заполнена по территории багажного отделения, сантиметров пять вода.
Когда мы пришли уже к терминалу, там картина была такая же. Рядом находившийся обменный пункт был разграбленный и оттуда с трубы которая предназначена для тушения пожаров выливалась вода. Остальные все киоски, которые находились на первом этаже,справочное бюро, киоски, аппараты для выдачи воды, банкоматы были в изуродованномсостоянии. Людей было очень много, они были в масках завернутые шарфами. Они тащили какие-то чемоданы и сумки. Возле склада временного хранения находилось человек 10,которые копошились в вещах пассажиров и вытаскивали понравившиеся вещи. Мы по эскалатору (эскалаторы нерабочие) поднялись на второй этаж, там была такая же картина. Киоски, банкоматы были разворованы, стекла международного зала были разбиты, стойки регистрационные побиты все, и всё разбросано по залу. Своему коллеге по работе дал указание чтобы он посмотрел привокзальную площадь, что там творится. Там находились машины пассажиров. После того как пришёл, он сообщил мне что там уже горят машины.
И вот уже получив эту картину, мы также тихо вышли из терминала, сели в машину которую спрятали подальше от терминала, и приехали на пост пожарной службы, где находились граждане Корее.
В это время со мной связался руководитель аэропорта который дал мне информацию о том что нужно эвакуация, он приехал в аэропорт. Я когда с ним созвонился, повторно встретился с вице-президентом, также тайно под туман с выключенным светом я его встретил и привёз обратно на пост пожарной службы. Пока я ехал его встреча, проезжал рядом с терминалом, и там видел машины с частными номерами. Вытаскивали все компьютеры, все технические средства, которые находились на тот момент в кабинете вице-президента.
Когда мы приехали с вице-президентом на пост пожарной службы, мы все пришли к единому решению, что будем ждать указание правительства. Вице-президент связался с ребятами, которые говорили что помощь уже вылетела.
Для этого нам необходимо чтобы взлётно-посадочные полосы работали. Пока мы ждали решение Астаны, в этот момент вице-президент уже принял разговор со спецслужбой безопасности которая осталась здесь в количестве 30 человек приехали к нам в 4:00 утра потом когда мы уже разговаривали и встретились с сотрудниками спецназов, откуда-то появилось человек 6-7 в гражданской одежде: сотрудники полиции. Мы пошли зачищать терминалы вместе с сотрудниками спецназа. Поступил звонок, о том что спец бригада из Астаны должна была уже прилетать. В этот момент мы удачно связались с Казаэронавигацией и попросили чтобы они в момент прилёта воздушного судна со спецназом на борту, сотрудники Казнавигации включили свет на полосе и на полевых дорожках.
В 5:00 утра подразделением спецназа мы практически увидели опустошенный зал и терминалы. Я связался со своей сотрудницей которая работает в координации и координирует движения бортов совместно с Казаэронавигацией, мы поехали к ней дом. Хорошо что она живёт рядом с аэропортом и глубокой ночью мы её привезли.
Вместе с вице-президентом пятого числа утра мы готовились к встрече со спецназом. К7:00-8:00 утра начали собираться люди, может руководство, кто там, даже люди которых я никогда до этого не встречал.
Судья Какимжанов: пожалуйста государственный обвинитель продолжайте допрос
Прокурор: Уважаемый свидетель, пожалуйста скажите в начале своего допроса Вы сказали что после прибытия воздушного судна из города Ош Вам позвонили, во сколько это было?
Свидетель Сабитов: Да это значит, когда я вступил на работу, когда мы выгрузили пассажиров, я очень хорошо помню, потому что я ещё переспросил бортпроводника. Все вышли из борта, она мне знаком подала что «да». И тогда этот автобус выехал в пограничную службу. Может 23:54?? Что интересно там на борту было всего около пяти женщин, двух детей и остальные все мужчины. Так отмечаю потому что до этого, ещё до данного события, к нам в Алмату вот на протяжении года такие борты влетают и пассажиров назад не везут. Пассажиров высаживают в Алмате, самолёт разворачивается,заправляется и улетает. Об этом все знают. Говорили что странно же. Все прекрасно всё знают. И последний борт в 19:20 подъехал, крайний борт, ещё что интересн,о этот борт успел развернуться и улететь.
Я же вот даже московский рейс отправить, Бишкекский рейс отправить не мог. Но почему-то Казаэронавигацией в то время не мог связаться, с экипажем, а этот порт улетел. Борты, в котором находились бишкекские и московские пассажиры мы не оставляли. Мы даже после того как 4 часа к пятому числу аэропорт был в наших руках мы своими силами вскрыли все склады. Где находятся питание и всех пассажиров, находящихся на борту, всем всё что было у нас накормили: ммосковский борт, бишкекский борт и корейский борт.
Прокурор: хорошо теперь такой вопрос, 11 января вы 2002 года вы дали пояснение после прибытия этого воздушного судна вам через некоторое время позвонил Супьянов Канат Бельгиевич, кем он является и поясните по этому поводу
Свидетель Сабитов: на тот момент Супьянов Канат Бельгиевич являлся вице-президентом по особо важным полётам и офицерам службы охраны президента
Прокурор: хорошо, далее, Он сообщил вам о необходимости проведения эвакуации пассажиров и сотрудников аэропорта, так как по улице бухтарбинской в сторону аэропорта движется толпа неизвестных людей. Каким образом он описал поведение этих людей, как он понял что они направлялись в аэропорт.
Свидетель Сабитов: они шли в сторону аэропорта и в руках они держали что-то вроде дубинок, и массой такой строем шли. Это я только принял по телефонной связи.
Прокурор: То есть Вы по информации этого лица приняли решение касательно эвакуации правильно?
Свидетель Сабитов: так как он являлся руководителем аэропорта да, эвакуация тоже как итог принимается как приказ.
Прокурор: можете рассказать пожалуйста вы сейчас выясняли что с 7:00 находились на работе в аэропорту именно вот в период эвакуации. Какие действия проявлялись нападавшими митингующими, что увидели в терминале?
Свидетель Сабитовв: была большая паника, мы старались всех пассажиров отправить в автобусы, даже в трактора мы сажали, их в трактора и увозили, и вот когда это было, я увидел человек 15-20, что я заметил – это красные глаза и агрессия. По информации наших навигации получилось так что последний автобус дальше очень далеко стоял и там что-то происходило. Оказывается впоследствии, как мне стало известно, что автобус заблокировал на подачу и не давал закрыть дверь. Мне передали данную информацию сотрудники досмотра, которые также участвовали в эвакуации пассажиров. Этот автобус,я видел как он стоял там ,что-то происходило. Поясняю, почему так долго автобус стоял,как это всё происходило. Оказывается он просто держал руками двери и не давал их закрыть.
Прокурор: А вы видели в тот период именно что происходило внутри аэропорта?
Свидетель Сабитов: нет, то есть мы занимались эвакуацией пассажиров возле багажного отделения.
Прокурор: а подсудимых вы видели там?
Свидетель: нет. Да там знаете такая толпа была, очень много людей. Ну они в масках были,многие в шапочках до ушей, одни глаза были видны.
Прокурор: вам сообщали о том, что были захвачены машины, территории?
Свидетель: в тот период – нет, уже когда мы вывезли всех, мне докладывали, что были захвачены машины аэропорта. Это только со слов.
Прокурор: к вам поступала информация о том, что было нападение на здание Казаэронавигация?
Свидетель: со слов последующих. Когда мы произвели зачистку.
Прокурор: а со слов кого можете пояснить. кто вам такую информацию передал?
Свидетель Сабитов: Ну сейчас уже не помню, там масса людей стояла, я не могу сказать кто именно, но информация такая была, не помню, столько времени уже прошло, каждый день столько информации.
Прокурор: а скажите когда я была завершена эвакуация?
Свидетель: так это было уже после 9:00, как-то так, потому что мы на время не смотрели.
Прокурор: Подскажите эвакуации подлежали все лица, в том числе сотрудника аэропорта?
Свидетель: в первую очередь пассажиры, вторая очередь сотрудники аэропорта.
Прокурор: эти действия были совершены по проведенному протоколу, я правильно понял,которая вам предыдущая смена передала?
Свидетель: Нет, мне не передавали, мне сказали эвакуировать пассажиров. У нас есть планы эвакуации на случаи пожарных ситуаций, незаконных вмешательств людей, в этом случае, в первую очередь пассажиры, после чего сотрудники аэропорта эвакуируеются. Согласно вот этой схеме совершали.
Прокурор: Вы пояснили, что приземлился борт авиакомпании Азиана из Сеула и должны были вылететь два рейса в Москву и Бишкек, а сколько времени пассажиры находились на борту сколько времени?
Свидетель: в 19:20 я вышел там, встречал, заканчивалась посадка на борт Московского в 19:30, в это время заканчивалась посадка на Бишкекский, пассажиры были на борту, в это время задача сотрудников аэропорта посадить на борт пассажиров, закрыть борт,дальнейшие действия переходят к Казаэронавигации.
Прокурор: Хорошо, теперь такой вопрос, по вылету самолётов в город Москва и Бишкек пояснили что Казаэронавигация не дали разрешение, они ждали, это первое. Второе, какие документы предоставляются командиру воздушного судна перед вылетом алгоритм,расскажите.
Свидетель: командир воздушного судна, это вам должны рассказать сотрудники перевозки.Я как руководитель, знаю то что посадочное ведомость, манифест называется, где указываетя количество пассажиров, количество грузов, багажа пассажиров, и все документы, накладная, количество топлив,а этим занимается коммерческая служба, служба перевозок. Свой алгоритм есть.
Прокурор: все перечисленные Документы были переданы командиру? Вам известно это?
Свидетель: Нет, мне это неизвестно.
Прокурор: поясните, пожалуйста, чтобы проехать в здание Казажронавигация каждый гражданин может проехать или только сотрудники?
Свидетель: по территории перрона только сотрудники, со стороны посёлка я не знаю как.
Прокурор: при входе со стороны главного входа аэропорта если какие-то знаки «запрещено», там вообще какая процедура?
Свидетель: вы имеете в виду со стороны терминала?
Прокурор: со стороны терминала, вот Где главный вход.
Свидетель: со стороны терминала, значит, имеет право заходить только пассажиры и провожающие, только в залы общего пользования, также в международных залах. У нас первая Зона для пассажиров, таможенного контроля вторая, администрация третья пограничники, после чего идёт досмотр, там уже проверяются пассажиры которые прошли пограничный контроль, то есть в общем зале ожидания пассажиры прощаются, проходят регистрацию, проходят досмотр до досмотра.
Дальше уже стерильная зона и имеет право проходить и туда только те у кого имеется разрешение и имеются бейджики с обусловными зонами где разрешается какому сотруднику находиться.
Прокурор: а извините пожалуйста вот вы сказали что в 1:00 ночи уже вернулись в терминал. В общих фразах можете именно первый, второй этаж более подробно рассказать в каком состоянии были.
Свидетель: Ну как я пояснил, мы зашли в терминал через багажное отделение, там творился хаос, багаж пассажиров был разбросан, уже в разорванном разграбленном состоянии. Это первая картина. Вторая, где зона таможнего контроля, где выходят люди,там такая же картина была, и на полу сантиметров 5 была вода. Дальше мы проходим на выход в общий зал ожидания, где встречающие встречают пассажиров. Там было очень много много людей. Если повернётесь направо у нас стоит между народной обмен валюты,там стёкла поломаны, двери выбиты, дальше проходим: киоски напитков, еды, там всё было разграблено, двери выбиты, стёкла разбиты, стояли маленькие аппараты которые принимают оплату карточкой, вот эти все тоже в разграбленном состоянии, стёкла информационного бюро разбиты, двери выбиты. Местный зал, где второй вход служебный вход для сотрудников полиции тоже открыт, стёкла рядом обменник стоял, тоже разбито,всё было вверх дном, в углу у нас есть ресторан, кафе. Там вообще погром стоял, хлеб валялся, трубочки валялись, везде банкоматы разграблены.
Прокурор: в таком состоянии аэропорт мог продолжать свою деятельность?
Свидетель: нет
Прокурор: расскажите пожалуйста официально было ли объявлено о закрытии аэропорта?
Свидетель: при мне нет, такое решение когда принимали мне неизвестно.
Прокурор: то есть с 20:00 часов 5 января до 12 часов никакой информации не было?
Свидетель: такой информации не получал, и мне не было известно.
Прокурор: а такие решения кем принимаются?
Свидетель: принимается приёмным лицом аэропорта, при согласовании.
Прокурор: Вот вы пояснили, что 15 человек находились в стерильной зоне, Вы заметилиоткуда они проникли, законно ли.
Свидетель: Я считаю, что это было незаконно. Это получается выход на посадку местного зала. Как я сказал есть у нас зал регистрации местных, там получается на втором этаже,там должны были через досмотр пройти, спуститься по лестнице, вниз там у нас есть специальное место для пассажиров ,которых сажают в автобус и отправляют автобусом на дальние стоянки, это нарушение стерильной зоны и нарушение правил авиационной безопасности.
Судья: Хорошо, право задавать вопросы суд передаёт стороне защиты.
Адвокат Айдарханов: Уважаемый свидетель, скажите пожалуйста, вы на тот момент являлись начальником смены, что это означает и что входит в ваши обязанности?
Свидетель Сабитов: это руководящее лицо, которое отвечает за все производственные процессы всех подразделений аэропорта.
Прокурор То есть получается вы на время начальник, правильно я понимаю?
Свидетель Сабитов: у нас ещё в шутку называют ночным президентом.
Прокурор: получается вы в том числе руководите службой авиационной безопасности?
Свидетель Сабитов: я не руковожу, руководит начальник смены авиационной безопасности, он мне докладывает о готовности сотрудников к работе.
Прокурор: на период когда Вы заходите на свою смену, то есть становитесь начальником смены, они подчиняются вам?
Свидетель Сабитов: Так точно.
Айдарханов: Когда вы заступали на смену в 19:00, Вам было известно что введён режим чрезвычайного положения?
Свидетель: нет
Айдарханов: уходящая смена вам передавала что введён режим чрезвычайного положения
Свидетель: не передавала.
Айдарханов: Могло ли быть такое что, руководство аэропорта приняло решение о приостановке деятельности аэропорта.
Свидетель: Нет, мне это неизвестно. Если было бы, мне напарник бы об этом сказал, а так ничего.
Айдарханов: вам об этом никто ничего не говорил
Свидетель: никто ничего не говорил, когда я прибыл на работу, шел обыкновенный производственный процесс.
Айдарханов: когда вы эвакуировали? в 19:20?
Свидетель: позже в 19:40, в 19:20 я производил отъезд.
Айдарханов: Когда вы производили отъезд, где именно вы его производили?
Свидетель: по всей территории аэропорта, я проезжал по всем стоянкам воздушных судов,в взлётно-посадочную полосу запрещено заезжать.
Адвокат: Когда вы проезжаете стоянки, визуально вы видите включены ли огни на взлётно-посадочный полосе?
Свидетель: огни горели
Адвокат: Можете ли указать время когда светосигнальные огни на взлётно-посадочной полосе выключились?
Свидетель Сабитов: когда спасали граждан Кореи примерно, в 11-12 часов ночи. До 10:00 точно горели, я проверял только в 19:20. Но после этого произвёл посадку Азияна, он просто не мог бы сесть без огней.
Адвокат: Азиана, во сколько прилетел? это с Сеула в Алмату прилетел самолёт, да?
Свидетель: Да, верно, примерно в 19:35 -19:40, крайний может быть 19:45
Адвокат: в своих показаниях вы говорите что они приземлились на территории аэропорта в городе Алматы. Несмотря на то что диспетчерская служба не давала им разрешение приземляться.
Свидетель: что не давала не скажу, мы сами просили чтобы они изменили курс через представителя Азиана.
Айдарханов: получается у представителей службы Азияна на территории аэропорта есть представитель, который имеет связь непосредственно с бортом помимо диспетчерской службы, я правильно понимаю?
Свидетель Сабитов: он имеет связь с Казаэронавигацией и с нами, и всё.
Адвокат: Можете описать механизм, когда вы прилетаете на иностранный порт,получается Пограничная служба должна встретить. Насколько мне известно,представители пограничной службы взбирается на борт, осматривается, это правда?
Свидетель: по прилёту международных рейсов к борту подъезжают сотрудники медицинской службы, пограничной службы, таможней службы. После получения разрешения от Пограничной службы, о том что борт может начать принимать пассажиров таможня получает документы по своей части и в службе перевозки начинается процесс высадки пассажиров
Адвокат: верно ли утверждение что при нахождении пограничной службы на территории воздушного судна или рядом с ним, это является не территорией Республики Казахстан?
Свидетель: нет, если территория является под охраной государственной границы, а территорией островного государства является внутренний салон воздушного судна
Айдарханов: а взлётно посадочная полоса?
Свидетель Сабитов: взлётно-посадочная полоса территория Казахстан, мы граждане Казахстана не имеем права находиться на борте воздушного судна других государств.
Айдарханов: а как пограничники тогда осматривают?
Свидетель: пограничники находятся возле борта воздушного судна, подходит к дверям,получают документы с их разрешения, дальше в салон не заходят.
Адвокат: касательно вопроса господина прокурора, хотелось бы уточнить, когда человек законно или незаконно находится на территории аэропорта, войдя в пункт проезда на парковочную зону аэропорт,а далее пассажирский терминал, международный, там где-либо есть какое-либо ограничение в виде знаков или информационных табличек?