— Если есть список освобожденных [из изолятора], то, наверное, он расписывался при освобождении, просто так не выпустят ведь. К нам не было человеческого отношения со стороны полиции. Мы задаем вопросы — нам не отвечают, — говорит Маржанай. — Наверное, не очень хотят говорить с гражданами Узбекистана.
В ИЗОЛЯТОР ЗАШЕЛ, НО НЕ ВЫШЕЛ
Максет Канатбаев, уроженец села Тахиаташ в Каракалпакстане, республики в составе Узбекистана, приехал на заработки в Алматы в 2020 году. Работал грузчиком на рынке «Алтын Орда», который расположен за чертой города. Жил в съемной комнате рядом с базаром. После массовых протестов в начале января 2022-го в многочисленные времянки рядом с «Алтын Ордой» нагрянули с проверками полицейские — в поисках причастных к беспорядкам. Начались задержания. Максет позвонил Меиржану, с которым они учились в одной школе, и попросил увезти его подальше от рейдов. Друг, который работал таксистом (он получил гражданство Казахстана после переезда), согласился. Но в итоге оба были задержаны. Полиция утверждает, что Канатбаева освободили 12 января без предъявления обвинений. Родственники говорят, что, если бы он вышел на свободу, то обязательно бы позвонил им. Максет вырос в многодетной семье, поддерживал связь с братьями и сестрами, часто разговаривал с ними по телефону, делился новостями.
— 4 января 2022 года мы с ним хорошо поговорили. Я слышала, что в Актау и Жанаозене что-то происходит. Спрашивала, всё ли у него в порядке, тихо ли. Он сказал, что всё тихо, ничего такого не происходит, — вспоминает Маржанай последний разговор с братом. Родственники Канатбаева говорят, что он не участвовал в протестах и не выходил на улицу во время беспорядков. По их словам, Максету не нужны были проблемы с законом, поскольку он надеялся получить казахстанское гражданство, жениться и остаться жить в стране. Меиржан Камаев по прошествии трех лет после трагических событий отказывается беседовать с журналистами о судьбе друга и о том, что происходило в здании полиции в январе 2022-го. Никаких доказательств того, что Канатбаев покинул ИВС, нет. Ни документов, подтверждающих выход из изолятора, ни записей с камер видеонаблюдения.
ПРИОСТАНОВЛЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
В связи с исчезновением Канатбаева в 2022-м было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Поначалу им занимался… департамент полиции Алматы. Правозащитники заявили, что это конфликт интересов: пропажу человека, который удерживался в изоляторе в здании департамента, расследует тот же департамент. Позже прокуратура передала дело в комитет национальной безопасности. КНБ отказался расследовать и вернул материалы в полицию. В итоге расследование было поручено антикоррупционной службе. Антикор, в свою очередь, приостановил дело.
— Мы не установили подозреваемого, поэтому расследование временно приостановлено. Оно возобновится после того, как определят подозреваемого, — заявил в декабре 2022 года начальник следственного управления департамента по борьбе с коррупцией Турлыбек Амантай.
Еще через два года антикоррупционная служба в ответ на запрос Азаттыка сообщила: «20.12.2024 года принято процессуальное решение о прерывании сроков досудебного расследования этого уголовного дела в соответствии с частью 7-1 уголовно-процессуального кодекса Казахстана. Прокуратура города Алматы согласилась с вышеуказанным решением». Однако прокуратура города в письменном запросе на редакционный запрос отмечает, что расследование продолжается, им занимается алматинское управление антикоррупционной службы. В уголовно-процессуальном кодексе говорится, что прерывание сроков досудебного расследования не препятствует проведению по делу розыскных мероприятий и негласных следственных действий и приобщению их результатов к материалам уголовного дела. Расследование исчезновения Канатбаева неоднократно приостанавливалось, правозащитники требовали его возобновления, говорят в фонде «Международная правовая инициатива». Программный директор фонда Амангельды Шорманбаев считает, что за три года дело не продвинулось ни на йоту.
— Государство и следственные органы не предприняли никаких действий за эти три года, — убежден правозащитник. — Этот парень не вышел из ИВС. В материалах дела говорится, что его водворение в ИВС зарегистрировано, но нет информации о том, что вышел оттуда. Мы считаем, что сотрудники ИВС должны быть признаны подозреваемыми. Мы знаем, что в том же ИВС был убит другой человек. Шорманбаев говорит о гибели 47-летнего Жасулана Анафияева. Отца шестерых детей, выходившего на протест 5 января, забрали из дома через четыре дня. Сначала его привезли в управление полиции Алатауского района, а 11 января доставили в департамент полиции города Алматы. В ночь на 12-е Анафияев умер в изоляторе временного содержания.
Родственники нашли его тело со следами пыток в морге спустя неделю, 18 января. Им тогда даже не сообщили, что труп привезли из полиции.
— На его теле не было ни одного живого места, — сказала Азаттыку Ляззат Анафияева после похорон брата. — В свидетельстве о смерти написано, что он умер из-за хронического панкреатита. Но на голове большая дыра. Кости черепа раздробили, височная кость была вдавлена.
В июне 2023 года семерых сотрудников департамента полиции Алматы, в том числе шестерых работавших непосредственно в ИВС, приговорили к тюремным срокам по обвинению в пытках Анафияева. Подсудимые заявили о несогласии с обвинениями. Двое получили по 10 лет лишения свободы, один — девять, трое — по восемь, один осужден на пять лет.
— Осужденных по делу Анафияева семерых человек должны были признать подозреваемыми и по нашему делу (об исчезновении Канатбаева. — Ред.). Анафияев и Максет Канатбаев сидели в камерах по соседству, работали тогда те же сотрудники, — говорит Амангельды Шорманбаев.
ОБЪЯВЛЕН В РОЗЫСК?
Правозащитник Шорманбаев отмечает, что фонд «Международная правовая инициатива» настаивал на объединении дел о гибели Анафияева и пропаже Канатбаева, поскольку события происходили в одном и том же ИВС, в одно и то же время. Но следственные органы это отвергли. Если бы дела все-таки были объединены и расследование проведено как «убийство в группе лиц», то полицейские могли получить сроки по 20 лет заключения, объясняет Шорманбаев.
— Ворон ворону глаз не выклюет. Я думаю, полиция действует так, чтобы освободить своих сотрудников от ответственности. По этому делу нужно было судить всех — от начальника ИВС до охранников, которые там были. Людей поднимали из камер на 4-й, 5-й этаж. Никто не расследует, что там происходило, кто и что там делал. Насколько нам известно, там избивали и пытали. Много чего не расследовано. Если расследовать, то всех сотрудников нужно отстранить, все должны быть под следствием. Азаттык направил запросы в полицию и антикоррупционную службу, спросив, почему осужденные по делу о гибели от пыток Жасулана Анафияева не стали подозреваемыми в деле о предполагаемом убийстве Максета Канатбаева. Полиция оставила вопрос без ответа. Следователь антикоррупционной службы Максат Курманбаев сообщил, что расследование «велось в рамках закона», а пропавший без вести узбекистанец … объявлен в международный розыск.
— Он вообще-то находится в розыске. Не только в Казахстане, он в международном розыске. Во всех городах стран СНГ он числится в розыске. Он же пропал без вести, поэтому его автоматически видят во всех базах, — говорит Курманбаев. События начала 2022-го власти Казахстана назвали попыткой захвата власти, которую, по информации Акорды, предприняло руководство комитета национальной безопасности. На пике беспорядков президент Касым-Жомарт Токаев заявил о нападении на страну “20 тысяч бандитов” из-за рубежа, обратился за военной помощью к Организации Договора о коллективной безопасности и отдал силовикам приказ стрелять на поражение без предупреждения.
Обсуждение закрыто.