Участвую в суде в качестве представителя потерпевшего Тимура Данебаева в суде по пыткам в Атбасаре. Судят 12 сотрудников учреждения №1, потерпевших от пыток 41 человек. Участвую в суде впервые, да еще и по пыткам.
Разница большая когда ты просто наблюдатель, и когда ты представляешь одну из сторон. Процесс очень сложный из-за количества потерпевших и подсудимых, да и статья «пытки» заставляет нервничать всех. Неоспоримые доказательства прокурора в виде представленных видео пыток 3-х потерпевших Данебаева, Бегаз и Сулейманкулова не оставляет сомнений в предъявленном обвинении. Больше сижу и помалкиваю, и внимательно наблюдаю какие аргументы и доводы приводит каждая из сторон. Вчера закончили допрос последнего свидетеля обвинения.
Слежу уже больше месяца и вот услышала как вчера адвокаты подсудимых начали ссылаться на Международный пакт о гражданских и политических правах, ст.14 «право на справедливый суд». О недопустимости пыток и жестокого обращения и о Стамбульском протоколе, где написано что к пыткам относится нанесение «тупых травм дубинками, положение, при которой используются растягивание конечностей, длительная иммобилизация, принуждение к пребыванию в определенном положении (прим.: типа «ласточка») с целью причинить максимальные страдания и унижения»- еще не слышала. Смотрю как выруливает судья, когда начинает вставлять свои замечания Тимур Данебаев (очень надо сказать четкие и ясные!), когда адвокат NК. начинает говорить не по существу, а адвокат NP. задаёт один и тот же вопрос по кругу и постоянно пытается представить потерпевших лгунами и пугает ответственностью за дачу ложных показаний, ещё один адвокат NA. пытается протолкнуть версию «что осужденные сами напросились» на применение спецсредств и потому пытки это законно (!), тут даже судья вскрикнул «вы же адвокат!». Да, забыла, слово «пытки» адвокаты подсудимых попросили в суде не говорить ещё до моего появления в суде. Вчера из допроса свидетеля стало ясно что в этом учреждении №1 по прибытии этапа вновь прибывших разместили в карантине и дали 2 дня чтобы «расслабиться»: покурить, поспать. Потом вывесили график дежурств и началось «воспитание» осужденных стоянием в позе «ласточки» c криками «доклада» и в виде мытья КАЖДЫМ санузлов туалета. Как я поняла, 3 осужденных отказывались мыть санузел, вот их и пытали демонстративно для устрашения других. Суд очень тяжёлый. Я после каждого заседания так энергетически опустошена, иду в парк на 1,5-часовую прогулку и потом только в состоянии заниматься ежедневными своими делами. Не понимаю как работают судьи и адвокаты. Но это их выбор и работа. Мой пост о другом. За время моего участия я не первый раз слышу, что местах лишения свободы эта практика таких «встреч» осужденных продолжается… Прокуратура если хочет проверить мои слова, то может просмотреть видеозаписи суда. Из 41 потерпевших 6-7 человек освобождены, 5-6 человек до сих пор в колонии в Атбасаре. Остальных раскидали по другим колониям и они просят их не возвращать в Атбасар, потому что боятся за свою жизнь и безопасность. Я как-то сделала замечание по поводу этих «встреч», на что судья ответил, это же системные проблемы КУИСа и их будем с вами обсуждать не в суде, а на круглых столах. Страшно что творится в уголовно-исправительной системе, людей по приговору лишают свободы, но попав туда такие жернова проходишь… какое-то наказание на наказании и сплошное унижение… Следующее заседание суда допрос подсудимых. Сегодня подала исковое заявление о возмещении морального ущерба Тимура Данебаева на 20 млн.тенге.
Торегожина Бахытжан
Обсуждение закрыто.