9 сентября, Карагандинская обл., полиция города Шахтинска признала корреспондента КазТАГ Сапаркызы Д, потерпевшей спустя три недели после нападения на неё во время выполнения редакционного задания. Дело расследуется по ст.158 ч.2 УК РК, «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия».
10 сентября Сапаркызы вызвали на допрос. В полиции она провела несколько часов. По словам адвоката журналистки Амиргалиевой Ш, следствие пыталось представить случившееся как административное правонарушение, а не уголовное преступление. Дело возбуждено по факту случившегося, а не в отношении конкретных лиц.
Когда подверглась атаке на территории шахты «Казахстанская» со стороны сотрудников частной охранной фирмы и компании «АрселорМиттал Темиртау», которой принадлежит шахта.
Дело возбуждено по факту случившегося, а не в отношении конкретных лиц. Утром 10 сентября Сапаркызы вызвали на допрос. В полиции она провела несколько часов. По словам адвоката журналистки Ширин Амиргалиевой, следствие пыталось представить случившееся как административное правонарушение, а не уголовное преступление.
— Полиция не хотела возбуждать это дело: сначала просто зарегистрировали материал, потом списала в номенклатуру. После экспертизы по телесным повреждениям они составили протокол об административном правонарушении и возбудили административное производство только в отношении одного из двух нападавших. Полиция не хотела нас слушать, что здесь именно состав уголовного правонарушения. Ссылаясь на прокуратуру, нам говорили, пусть дело идёт в суд и там решат: если есть уголовный состав, то они прекратят по административному правонарушению, вынесут частное постановление и отправят в уголовное дело. Упорно хотели сбросить всё на суд, — говорит Азаттыку адвокат, которого прессозащитная организация «Әділ сөз» предоставила пострадавшей журналистке.
На журналистку агентства КазТАГ Диану Сапаркызы напали вечером 18 августа у шахты в городе Шахтинске, где в результате пожара под землёй погибли пять человек, ещё 15 пострадали. Журналистка сообщила, что к ней во время видеосъёмки подошли мужчины, которые силой вытолкали её с территории шахты, тащили за руки. По словам Сапаркызы, у неё отобрали телефон и удалили некоторые файлы. Ей удалось снять на видео нападавших.
Пройдя судмедэкспертизу, она подала заявление в полицию для возбуждения уголовного дела о «воспрепятствовании деятельности журналиста». У неё зафиксирован кровоподтёк на левом плече. Эксперт установил лёгкий вред здоровью. Следователь полиции ставила перед судебно-медицинским экспертом вопрос не только о наличии телесных повреждений, но и о том, находилась ли журналистка в состоянии алкогольного опьянения. Эксперт в своём заключении указал, что в его компетенцию не входит установление того, была ли Сапаркызы в состоянии опьянения.
По данным «Әділ сөз», в объяснительной, написанной для полиции, сотрудник охраны шахты указал, что пошёл принимать меры в отношении журналистки после того, как ему позвонили и сообщили, что она ведёт видеосъёмку, в итоге Сапаркызы «выпроводили за территорию шахты». Нанесение телесных повреждений он отрицает и утверждает, что не знал о том, что снимавшая является журналисткой.
Кейсом Сапаркызы заинтересовались казахстанские и международные прессозащитные организации. Организация «Әділ сөз» опубликовала открытое обращение к генеральному прокурору, призвав принять меры реагирования. Комитет по защите журналистов (CPJ) назвал случившееся «насильственным изгнанием журналистки во время освещения событий» и призвал власти Казахстана привлечь к ответственности виновных, «чтобы дать понять, что насилие в отношении журналистов недопустимо и что право прессы освещать кризисные ситуации будет соблюдаться».
Елена Вебер Радио Азаттык
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.