4 сентября, г.Астана, Комитет уголовно-исполнительной системы МВД Казахстана сообщил о начале служебного расследования. «По размещённому в социальных сетях видео сообщаем, что при пресечении фактов неподчинения законным требованиям администрации учреждения ЕЦ-166/4 г.Атбасар Акмолинской обл., с применением спецсредств усматриваются признаки превышения сотрудниками служебного положения», — говорится в заявлении на сайте КУИС.
В казахстанском сегменте социальных сетей распространились видео, на которых сотрудники колонии избивают и пытают заключённого гражданского активиста Тимура Данебаева. Судя по кадрам, Данебаева как минимум дважды за короткий промежуток времени подвергли телесным истязаниям при участии группы сотрудников.
Кадры применения насилия опубликовали также некоторые местные СМИ и telegram-канал «Бәсе». В описании к видео утверждается, что видеозаписи сняты сотрудниками тюрьмы в колонии в городе Атбасар Акмолинской области 24 августа.
На одном из видео сотрудник колонии, обращаясь к Данебаву, утверждает, что тот якобы не подчиняется правилам администрации колонии и что ранее ему делали предупреждения. Не дождавшись ответа от Данебаева, он приказывает использовать спецсредства. Затем группа людей в форме кладёт заключённого активиста на пол лицом вниз и удерживает его на земле, пока другой сотрудник наносит ему удары. Как видно на видео, удары наносились дубинкой по ногам и ягодицам. На видео отчётливо видны лица сотрудников, но их имена и должности не называются.
Избиения Данебаева, согласно времени съёмки, осуществлялись в дневное время с разницей примерно в шесть минут. Видеозаписи были сделаны с разных ракурсов в одном и том же помещении с зарешёченным окном и установленными у стены металлическими раковинами. Данебаева сначала кладут вдоль батареи у стены с окном. Пятеро тюремщиков держат Данебаева, пока шестой сотрудник наносит ему удары дубинкой в область ягодиц. После этого мужской голос говорит: «Будете соблюдать режим содержания?»
Телесное наказание повторяется, когда активиста кладут у стены с установленными вдоль неё раковинами. В обоих случаях перед избиением мужской голос отдаёт одинаковые распоряжения: «Применяйте спецсредства». В обоих случаях заключённого кладут лицом вниз на кафельный пол, во время избиения его удерживают несколько сотрудников. «Я против пыток», — говорит Данебаев на видео в ответ сотрудникам.
Комитет исправил свой предыдущий комментарий, в котором происходящее на видео названо применением спецсредств к «зачинщикам беспорядков» в колонии в Акмолинской области.
В том же комментарии утверждалось, что в карантинном отделении осуждённые, вновь прибывшие в учреждение, «неоднократно нарушили требования режима содержания» и после предупреждения, «в соответствии с действующим законодательством», к ним были применены спецсредства, о чём администрацией был составлен акт.
Случаи насилия и пыток в казахстанских тюрьмах редко предаются огласке, и совсем нечасто появляются видеосвидетельства такого насилия, снятые сотрудниками.
Видеокадры с пытками Данебаева опубликовал накануне на своей странице в Facebook’e активист Вадим Курамшин, в прошлом отбывавший тюремный срок по уголовному делу, которое он и его сторонники считают политически мотивированным. По словам Курамшина, кадры были сняты в учреждении в колонии в городе Атбасаре, где он сам содержался. Учреждение ЕЦ-166/4 в Атбасаре часто упоминалось в связи с заявлениями самих заключённых и их родственников о пытках и избиениях. Колонию ЕЦ-166/4 в Атбасаре называли «лидером» в стране по числу жалоб заключённых на пытки и жестокое обращение.
На этих видео, которые СМИ называют кадрами оперативной съёмки, сотрудник ссылается на статью 104 Уголовно-исполнительного кодекса о «правах и обязанностях осуждённых», согласно которой осуждённые должны трудиться на работах, определяемых администрацией учреждения. Правозащитники в своих докладах указывали на противоречивый характер данной нормы, которая, по их словам, противоречит Конституции и ограничивает права осуждённых. Правозащитники призывали в связи с этим конкретизировать эту статью, отмечая, что в существующем виде данная норма может субъективно интерпретироваться государством для преследования, в частности, несогласных и критиков властей.
Житель Астаны и активист Тимур Данебаев стал известен после своей попытки привлечь к ответственности президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева за слова о нападении «20 тысяч террористов» во время Январских событий.
В июне суд первой инстанции приговорил Тимура Данебаева к трём годам лишения свободы по статье о разжигании розни. Его обвинили на основании доноса пользователя после эфиров в социальной сети, в которых Данебаев критиковал власти, российское вторжение в Украину, а также ввод войск ОДКБ в Казахстан в январе 2022 года. 1 августа суд Астаны оставил приговор в силе. Его адвокат Ляззат Темиржанова сообщила, что суд отклонил доводы защиты о процессуальных нарушениях.
Тимур Данебаев включён в списки «политзаключённых», которые составляют казахстанские правозащитные группы.
В последние несколько лет казахстанские чиновники заявляли, что намерены решить проблему пыток заключённых путём установки видеокамер в колониях и тюрьмах, на что планировалось потратить 3,7 миллиарда тенге, сообщали местные СМИ. Предполагаемая утечка снятого сотрудниками тюрьмы видео с пытками произошла через четыре месяца после того, как официальная Астана отчиталась перед Комитетом ООН против пыток.
Астана традиционно отрицает наличие политических преследований в Казахстане и политзаключённых в тюрьмах. Западные эксперты и продемократические активисты говорят, что в Казахстане гражданское общество находится под тотальным контролем властей. Они говорят, что власти Казахстана ограничивают свободу слова, в том числе усиливают контроль над социальными сетями, ограничивают права граждан на объединение и преследуют активистов, поднимающих вопросы с политической подоплёкой.
Радио Азаттык
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.