В Алматы вынесен приговор по делу Асета Нуржаубая. Он получил условный срок. Утром этого же дня в последнем слове на процессе он выступил с жесткой критикой в адрес Мухтара Аблязова.
КАКОЙ БЫЛ ВЫНЕСЕН ПРИГОВОР?
2 октября в Алматы судья Медеуского районного суда по уголовным делам Улан Кишибай вынес приговор в отношении Асета Нуржаубая. По предъявленному ему обвинению в мошенничестве Нуржаубай был приговорен к четырем годам лишения свободы. По обвинению в содействии живущему за рубежом бывшему банкиру и оппоненту казахстанских властей Мухтару Аблязову — к трем годам; по обвинению в участии в деятельности запрещенного в стране движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) — к одному году.
Путем поглощения менее строгого наказания более строгим подсудимый был приговорен к четырем годам лишения свободы. На основании статьи 63 уголовного кодекса («Условное осуждение») суд приговорил Нуржаубая к условному сроку. Суд также постановил, что он должен в течение двух месяцев выплатить 3,6 миллиона тенге потерпевшей — бывшей сожительнице — по ее гражданскому иску.
Судья объявил, что приговор может быть обжалован или опротестован в вышестоящей судебной инстанции в течение 15 суток со дня получения подсудимым копии приговора. Он также предупредил осуждённого Нуржаубая о том, что тот должен встать на учет по месту жительства не позднее 10 дней после освобождения.
После оглашения приговора Нуржаубая увел конвой. На ходу он заявил, что не будет ничего комментировать. Через какое-то время после окончания заседания освобожденного Нуржаубая сняла съемочная группа Азаттыка.
Прокурор Жанибек Мамытов ответил репортеру Азаттыка, что не имеет права комментировать приговор. Мать Нуржаубая сообщила, что, возможно, будет обжаловано наказание по обвинению в мошенничестве. Адвокат Камила Толыбаева заявила, что обвинение ее подзащитного в мошенничестве не было доказано и поэтому приговор по этой статье уголовного кодекса следует обжаловать. Что же касается «политических» обвинений, то Толыбаева вновь повторила мнение, озвученное ею во время прений, заявив, что по ним Нуржаубай заслуживал максимум административного наказания.
На прошедших ранее прениях сторон прокурор Жанибек Мамытов настаивал, что вина Нуржаубая полностью доказана. Он просил для подсудимого шесть лет тюремного заключения и заявлял об отсутствии смягчающих обстоятельств.
ЧТО СКАЗАЛ В ПОСЛЕДНЕМ СЛОВЕ НУРЖАУБАЙ?
Получив право последнего слова сегодня на слушаниях, 30-летний Асет Нуржаубай заявил о своем полном раскаянии и обрушился с обвинениями в адрес Аблязова. Свою речь он зачитывал.
— То, что я совершил, было по глупости, и я, дурак, поверил дешевым обещаниям Аблязова. Находясь здесь, я понял, что нет никаких программ и стратегий. Это всё вранье, и главный обманщик Аблязов, — сказал Нуржаубай.
Он добавил, что Аблязов вовлек «в свои грязные игры» его мать. На нее, сообщил Нуржаубай, «вышла Жанара Ахметова [живущая в Киеве блогер, известная в социальных сетях как Жанна Бота. — Ред.]», которая «обещала выслать деньги на адвоката».
— Одновременно она требовала, чтобы я выглядел для всех политическим узником, которого пытают, и в итоге нам никто и не помог. Я уверен, никто и не поможет. И так будет с каждым. Я оказался простым пушечным мясом. Как и другие, кто поверил в пустые иллюзии и обещания Аблязова, — заявил Асет Нуржаубай.
В своем последнем слове он также дал политическую оценку деятельности зарубежных правозащитников, связав их с Мухтаром Аблязовым:
— Ему [Аблязову] выгодно, чтобы таких, как я, в стране было много. К нам в Казахстан приезжают псевдозащитники, чтобы показать таких, как я, и отчитаться за проделанную работу Аблязову, — сказал он.
Далее Асет Нуржаубай заявил, что «в Казахстане никого не преследуют по политическим мотивам», сообщил, что не имеет «претензий к правоохранительным органам», о пытках со стороны которых ранее заявлял на суде, и вновь раскритиковал Аблязова:
— Всё это ему нужно только для того, чтобы показать мировой общественности, что Аблязов — политически преследуемая личность. Он в другой стране, он не с нами, не видит наших проблем воочию. Он нас обманывает…<…> Хочу обратиться ко всем казахстанцам — не верьте лживым обещаниям Аблязова. <…> Я раскаиваюсь в содеянном, прошу суд строго не наказывать и отнестись ко мне снисходительно. Я обещаю встать на путь исправления, — завершил свое последнее слово Асет Нуржаубай.
ЧТО СКАЗАЛИ УПОМЯНУТЫЕ В ПОСЛЕДНЕМ СЛОВЕ?
В разговоре с репортером Азаттыка Мухтар Аблязов сказал, что не удивлен исходом дела.
— Понятно, что все эти заявления он [Нуржаубай] делал, чтобы его сегодня выпустили. Это как с Кайратом Садыковым было, когда ему дали 15 лет тюрьмы, а потом в апелляционном суде он раскаялся, обвинил во всём меня, и ему сразу вдруг заменили на пять лет условно, и его выпустили, — заявил Мухтар Аблязов, подразумевая дело «БТА Банка», в рамках которого к уголовной ответственности в Казахстане в 2017 были привлечены бывшие топ-менеджеры банка (в том числе Кайрат Садыков, работавший директором по кредитованию).
Упомянутая в последнем слове Нуржаубая Жанара Ахмет отвергла озвученные обвинения. «Мы не обещаем давать никому деньги, на эту тему у нас постоянно идут эфиры, и подобные спекуляции мы пресекаем», — заявила она.
Нуржаубай не первый казахстанец, привлекаемый к уголовной ответственности по обвинению в участии в признанном судом в марте этого года экстремистской организацией движении ДВК. С 26 сентября в Алмалинском районном суде рассматриваются два дела, фигурантами которых проходят люди, обвиняемые в схожих деяниях.
Казис Тогузбаев
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.