27 марта, г.Алматы, ищущих воссоединения с родственниками в Синьцзяне полиция подвергла задержаниям, соообщил Байболат Кунболатулы. Помимо Акиката Калиоллы и Нурзат Ермекбай полицейские забрали и его мать Зауатхан Турсын всех троих доставили в управление полиции Медеуского района. Их продержали там несколько часов и отпустили без предъявления обвинения.
В полиции информацию не прокомментировали. По номеру дежурной части управления полиции никто не ответил на звонки.
В эфире на странице Акиката Калиоллы в Facebook’e, опубликованном днём в понедельник, видно, что сотрудники полиции остановили участников начавшейся более двух лет назад бессрочной акции в нескольких десятках метров от китайского консульства. На видео Акикат Калиолла говорит, что утром возле дома Нурзат находились полицейские, «усилилось наблюдение». Среди направлявшихся к китайскому консульству была и Алмахан Мырзан, в руках которой была фотография её брата, исследователя религии Бакытхана Мырзана, который умер в заключении в исправительном учреждении в Синьцзяне. Алмахан Мырзан резко осудила власти за смерть её брата.
Задержания людей, требующих освободить родственников в Синьцзяне и позволить им воссоединиться с семьями, прошли в день встречи в Астане президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с секретарём парткома в Синьцзяне Ма Синжуем. О визите в Астану китайского чиновника, который около 10 лет назад был избран членом Центрального комитета Коммунистической партии Китая, широко не сообщалось. Встреча Токаева и Ма Синжуя в резиденции президента Казахстана прошла спустя 10 дней после того, как посол Казахстана в Китае Шахрат Нурышев совершил поездку в Синьцзян, в ходе которой провёл встречу с секретарём парткома Ма Синжуем.
Правозащитные организации обвиняют Пекин в отправке в «лагеря» для интернированных лиц и тюрьмы начиная с 2017 года более миллиона мусульман-уйгуров, казахов и представителей других тюркоязычных этносов. Власти Китая отвергают все обвинения в свой адрес и называют свои действия в Синьцзяне мерами по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
В сентябре прошлого года, перед визитом в Астану китайского лидера Си Цзиньпина, ищущие воссоединения с родственниками с Синьцзяне призвали Токаева поспособствовать возвращению их близких. Казахстанские власти воздерживаются от открытой критики политики Китая, одного из своих главных кредиторов. На выступления этнических казахов, которые требуют освободить своих родственников, удерживаемых под стражей в Синьцзяне, Астана отвечает, что происходящее в Китае — внутреннее дело этой страны, а заявления членов семей, разделённых границей, рассматриваются «по дипломатическим каналам».
Радио Азаттык
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.