Компания, которая модернизирует уличное освещение Алматы по программе ГЧП, судится с акиматом города. Судья сделал процесс закрытым, сославшись на коммерческую тайну.
ОО «ABM-Building 2007» судится с руководителями структурных подразделений акимата и городской коммунальной службы, посчитав их действия незаконными. Компания занимается модернизацией наружного освещения Алматы по проекту государственно-частного партнёрства с городским акиматом.ABM-Building 2007 просит суд признать действия руководителя аппарата акима Медеуского района, управлений акимата Алматы и ГКП «Алматы Жарык» незаконными. В частности, речь идёт о создании комиссии и проведении внеплановой проверки в рамках договора ГЧП по распоряжению акима Алматы Бакытжана Сагинтаева. Компания не согласна с актами должностных лиц по созданию комиссии по проверке исполнения обязательств частным партнёром. ТОО просит суд обязать акимат не распространять информацию, составляющую коммерческую тайну.
На слушаниях в Медеуском районном суде Алматы ABM-Building 2007 потребовало провести закрытый судебный процесс, сославшись на коммерческую тайну. Представители госорганов не возражали против присутствия журналиста Orda.kz.
Cудья Динара Куйкабаева приняла решение о проведении слушаний в закрытом режиме, удовлетворив ходатайство компании. Следовательно, общественность не сможет узнать о конфликте между городской властью и частным партнёром, который получает деньги из бюджета на модернизацию наружного освещения.
В июне ABM-Building 2007 подавала этот же иск. Тогда судебные заседания прошли в открытом режиме. Однако из-за несоблюдения порядка досудебного разрешения спора суд не стал рассматривать иск.
Комментарий юриста
Юрист общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова пояснила, что суды Казахстана в нарушение законодательства проводят судебные заседания в закрытом режиме, ссылаясь на коммерческую тайну.
«У нас законодательство предусматривает определённое основание, перечень случаев, когда суд объявляет процесс закрытым. Это конкретный перечень оснований, если рассматриваются госсекреты, дела, связанные с половыми преступлениями, частная жизнь, в том числе коммерческая тайна.
Вопрос в том, что мы относим к коммерческой тайне. Коммерческая тайна может быть связана с информацией о доходах и расходах. Если информация, носящая коммерческую ценность, будет разглашена, предприятие может понести убытки.
Если же мы имеем дело с фактами, когда юридическое лицо получает деньги от государства, то это ни в коем случае не относится к коммерческой тайне. У нас есть Закон «О доступе к информации», где чётко прописано, что не относится к коммерческой тайне. Есть перечень обладателей информации – это те, кто должны эту информацию публиковать, и она должна быть открытой», – пояснила юрист.
Суды Алматы по делам, касающимся государственного бюджета, не первый раз проводят заседания в закрытом режиме, сославшись на коммерческую тайну. Такое решение принимается тогда, когда на слушания приходит журналист, или если дело резонансное.
К примеру, в августе судья Наурызбайского районного суда Алматы Талгат Орынгали провёл слушания в закрытом режиме по иску Национального банка Казахстана к бизнесмену Орифджану Шадиеву. Тогда монетарный регулятор потребовал от Шадиева вернуть 16 млрд тенге, которые были выданы Capital Bank в качестве стабилизационного займа (бизнесмен выступал гарантом кредита). Заседание также перевели в закрытый режим по ходатайству частного лица, который был должен государству.
Чингиз Уалихан
https://orda.kz/zhurnalista-orda-kz-ne-dopustili-na-sud-po-delu-gde-upominaetsja-sagintaev/
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.