10.03.2023 года, 14-30 часов.
Судебные слушания художника Макина Даурена, обвиняемого по ч.2 ст.256 УК РК проходят в суде №2 района “Байқоңыр” по уголовным делам г.Астаны.
Макин Даурен содержится под стражей с 5 мая 2022 года.
Состав суда:
Председательствующий: судья Баяхмет Н.Е.
Секретарь суда: Даурен
Гособвинитель: прокурор Булатов
Защитники: адвокаты Ж.Кауменов, Б.Досыбеков
Доп.защитники: отец Д.Макина — Аскербек Макин, брат Адылет Макин
Сегодня, 10 марта 2022 года, на 14-30 часов было назначено очередное заседание суда Макина Даурена. Однако, судебный процесс начался с опозданием на 30 минут, в связи поздней доставкой конвоем Д.Макина в зал суда.
Секретарь доложил о присутствующих участников процесса.
Доп.защитники Аскарбек Макин, Адылет Макин и наблюдатель подключены на судебный процесс через приложение Zoom.
На судебном слушании были допрошены 3 свидетеля стороны обвинения: Есимов Е.С., Абилькешов Н.С., Оразалиев А.Е.
Все три свидетеля сообщили суду, что знают Д.Макина только с положительной стороны, охарактеризовали его, как открытого, добросовестного, порядочного человека и законопослушного гражданина. Общались с Д.Макиным, состояли в дружеских отношениях.
Прокурор Булатов допросил свидетеля Есимова Е.С.
Свидетель Есимов Е.С. сообщил, что Д.Макин придерживается Ханафитского масхаба, читает намаз по Ханафитскому масхабу.
Судья Баяхмет Н.Е. уточнил какого масхаба придерживается? В чем выражается эта школа?
Свидетель Есимов Е.С. пояснил суду, Ханафитский масхаб, который является традиционной школой ислама в Казахстане и она несколько столетий присутствует. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) — оно придерживается этой же школы
Имам Абу Ханифа разработал исламскую юриспруденцию (давно в каких-то веках), потом она распространилась в большей территории Казахстана, Средней Азии, Индии. Ахмет Яссауи, Абай Кунанбаев они все этой школы придерживались.
Прокурор Булатов: Какую литературу изучал Д.Макин? Сколько времени знакомы? Были ли разговоры на религиозные темы, при встрече?
Свидетель Есимов Е.С. ответил, что знаком с ним около года, встречались больше 5-ти раз, кроме Рамадана. Вместе с Макиным ничего не читали. Достоверно не знает что читал Макин. Встречались на Рамадан, чай пили. Разговоры были на тему новостей, обычные разговоры, которые происходят на каждой кухне. Из религиозных тем обсуждали про коран, про намаз. Обычные разговоры, никаких лишних разговоров не было, с вашей точки зрения.
Прокурора Булатов: Вы подписаны в соц.сети на Макина? За Фейсбуком Макина вы следите?
Свидетель Есимов Е.С.: В фейсбуке в друзьях. Но, в других – не подписан. У меня около 600 друзей. Может, что-то периодически всплывали, посты какие-то. Но, чтобы я заходил каждый день на его страницу, такого не было.
Прокурора Булатов: Какие-нибудь публикации имеются у вас на память, которые вы можете отметить?
Адвокат Б.Досыбеков: Я протестую, какое это имеет отношение к Макину, если это его личные публикации?
Судья Баяхмет Н.Е.: Пусть ответит свидетель. Чьи публикации? Макина?
Свидетель Есимов Е.С.: Я помню его знаменитую картину Оспан батыра, которая стояла на его заставке. Какие-то картины он выставлял, в этом смысле помню. События в Украине, какие-то новости выставлял, которые на тот момент были актуальны.
Прокурора Булатов: Помимо встреч, звал ли Д.Макин на какие-нибудь мероприятия?
Свидетель Есимов Е.С.: На Рамадан встречались, в кафе в ифтар встречались. Раз в месяц, раз в 2-3 месяца встречались, не так часто.
Прокурора Булатов: Каким образом свидетель познакомился с Д.Макиным?
Свидетель Есимов Е.С.: Познакомились в фейсбуке. Купил книгу. Книга философа Гейдара Джемаля. Это просто стихи про философию, про жизнь (!).
Право задавать вопросы свидетелю Есимову Е.С. перешло адвокату Ж.Кауменову: В каком году познакомились с Д.Макиным? Гейдар Джемали радикальный? Его литература запрещена в РК? В ходе беседы с Д.Макиным, призывал ли он в совершений каких-то религиозных обрядов против власти? Говорил ли он, что нужно брать оружие, воевать против системы? Были ли призывы со стороны Макина? Осуждал ли Д.Макин действующую власть? Говорил ли Д.Макин, что власть плохая? Были ли призывы со стороны Макина к митингам, активным действиям?
Свидетель Есимов Е.С.: В 2021 году с Д.Макиным познакомился в его офисе. Насколько я знаю Г.Джемали НЕ запрещен, ни в России, ни в Казахстане. Его приглашали не медофорум в Казахстан. Г.Джемали ни в коем мере НЕ признается радикальным (!) человеком. НИКОГДА такого не было (!), Д.Макин никогда не призывал антиконституционным действиям, ни свержению власти. Если бы такие разговоры были бы, то соответственно мы не собирались бы, потому что ни мне, ни Д.Макину такие разговоры НЕ интересны. Мы патриоты Казахстана. Мы любим историю Казахстана и мы хотим хорошего для страны. Ни в коем случае НИКОГДА такие действия НЕ предпринимали и даже НЕ думаем о них (!). Во время встреч с Д.Макиным таких разговоров НИКОГДА НЕ БЫЛО! В целом наши встречи были дружеские (чаепитие), обсуждали разные новости. От Даурена я никогда не слышал, что Д.Макин активно призывал пусть это будет демократические митинги, либо в сторону религиозного направления. Я бы никогда не встречался бы, тогда.
Адвокат Ж.Кауменов: Сейчас знаете в чем обвиняется Даурен Макин?
Свидетель Есимов Е.С.: Только на основе вопросов, которые задаются сейчас и до этого, я примерно понимаю, что в эту сторону обвиняется. О чем вы сейчас спрашиваете, таких оснований или показаний каких-то НЕТ. Я не понимаю, какая основа может быть в этих обвинениях, потому, что я уверен, что их реально НЕТУ. Я уверен, что Д.Макин не такое НЕ способен и НЕ собирался даже думать о таких действиях.
Адвокат Ж.Кауменов: Слышали вы с уст Макина слова “вооруженный джихад”, “кафиры”, “тагуты”? Оправдывал ли он действия людей, которые участвуют в войне в Сирии, международных террористических организациях? Были ли такие разговоры слышены лично вами?
Свидетель Есимов Е.С.: НИКОГДА Не слышал таких разговоров, таких слов. Максимум, что обсуждали — это события в Украине, т.е. что обсуждалось во всех фейсбуках, во всех кухнях. Наши разговоры ничем не отличались.
Далее свидетель Есимов Е.С. сообщил, что Д.Макин был и остается добрым, приветливым, общительным, жизнерадостным человеком. Он творческий человек, и не может придерживаться каких-то крайних взглядов и быть жестоким человеком. Воспринимает Д.Макина только со всех лучших отношениях.
На вопрос адвоката Ж.Кауменова, замечал ли свидетель в постах Д.Макина что-нибудь странное. Свидетель Есимов Е.С. сообщил, что он заходил в Фейсбук несколько месяцев назад. Смотрел минут 15 его ленту и ничего такого не нашел, чтобы привлекло кого-то, либо кому-то не понравилось. Сам лично особо не помнит, что что-то видел. За себя сообщил, что он соблюдающий мусульманин, читающий намаз.
На вопросы адвоката Б.Досыбекова на встречах с Д.Макиным в его мастерской, на Ифтаре (вечерний приём пищи во время месяца Рамадан) не было ли ощущение, влияние на восприятие со стороны Д.Макина? Вел ли себя Макин высокомерно?
Свидетель Есимов Е.С. сообщил, что было равноправие, никакой структуры. Собирались журналисты, художники, т.е. творческие люди и даже таких мыслей не было. Д.Макин не способен притеснять кого-то, заставлять что-то делать.
Адвокат Ж.Кауменов: В протоколе допроса в ходе следствия вы указали, что Д.Макин сейчас в фейсбуке опубликовал тексты из видео Гейдара Джемаля. Какие именно можете сейчас сказать?
Свидетель Есимов Е.С.: Точно, детально вспомнить не могу. Мне тогда сотрудник КНБ показал какие-то скриншоты и спрашивал “Видел ли ты такое?” и я ответил “Да, видел”. Это не только у него одного было. Тогда светские люди, религиозные люди везде постили, потому что, это возмутительное действия были (на видео). Но, это просто в целом новость.
Адвокат Ж.Кауменов: Из протокола допроса “Просмотрев протокол осмотра соцсети в папке “Видео”, я вспомнил, что Д.Макин опубликовал видеозапись Абдуллаха Костекского. Однако, сам не просматриваю и не слушаю его, т.к. он является радикальным проповедником. Не разделяю его взгляды, потому что он придерживается нетрадиционного течения”. Это с ваших слов написано?
Свидетель Есимов Е.С.: Они меня как-бы направляли сами. Они показывали человека и спрашивали “Знаете?” Да, я увидел проповедника и сказал, что где-то видел. Может быть я так и написал. Но, когда допрос ведется, показывали на какую-то точку, спрашивали “Знал? Не знал?” Я говорил: Да, я видел его. “Какой он был? Он умеренный или радикальный?” Ну, умеренный. “Может он не такой?” На сколько я знаю по закону, он не является, не входит в список запрещенной литературы, материалов. Поэтому, даже если Д.Макин публиковал, я не думаю, что в этом видео есть ли какие-нибудь призывы (!)
На вопрос судьи Баяхмет Н.Е., что Д.Макин в своих разговорах ссылался на Абдуллаха Костекского? Свидетель Есимов Е.С. сообщил, что НЕТ. Ему показали эти скриншоты со страницы фейсбука (Макина). На уточняющий вопрос судьи Баяхмет Н.Е., что там были выступления или что это? Свидетель Есимов Е.С. сообщил, что НЕТ, там были религиозные лекции одного проповедника Абдуллаха Костекского.
Судья Баяхмет Н.Е. “О чем говорит Костекский?”.
Ответ свидетеля Баяхмет Н.Е.,: Он в целом суннитской школы придерживается, может быть немножко оппозиционен взглядом с другими суннитскими школами.
Судья Баяхмет Н.Е.: В чем выражается оппозиционность?
Свидетель Баяхмет Н.Е., сообщил, что Костекский или то-что опубликовал Д.Макин на своей странице ни к чему НЕ призывали (!). Видео, которых я видел не входит в Реестр запрещенных (!). Даурен этого не делал бы, если они были бы запрещенными (!), т.е не публиковал бы. Поэтому я не думаю, что рамки законов преступаются. Да, может быть нежелательно бы его смотреть, по рекомендации каких-то спецслужб.
Судья Баяхмет Н.Е.: “О чем говорит Костекский? Ваше видение ислама и его видение ислама одинаковые?”.
Свидетель Есимов Е.С.: То, что он мусульманин – это нас роднит. Конкретно, я не знаю какие у него убеждения по каким вопросам. Я знаю, что его считают нежелательным, потому что во время допроса в направлений того, что он не совсем правильный, как бы намек такой я понял.
Судья Баяхмет Н.Е.: Почему неправильный?
Свидетель Есимов Е.С.: Мы же не можем сказать что правильно, что неправильно. Это же определенная точка зрения. Для кого-то коммунисты правильно, для кого-то Неправильно. Это очень субъективная вещь. Он (Костекский) живет в Турции. Его правительство Турции не сажает, никуда не высылает. Вопрос в том, что он не входит в Реестр запрещенной литературы, информационной технологии. Я знаю точно, что Д.Макин не относится к людям радикального типа мышления (!) Не видел, никогда!
Судья Баяхмет Н.Е.: Костекский относится к радикальным?
Свидетель Есимов Е.С.: Он не относится. Главное я к этому отношение не имею и Д.Макин тоже к этому отношение не имеет. Мне показывают картинку, лицо с бородой, в одеяний. “Такого знаешь?” Видел. “Смотрел?” Нет, не смотрел. Я сам читаю коран, анализирую. Я с Макиным не общался бы, если он к чему-то призывал, что может навредить мне.
Адвокат Ж.Кауменов: По поводу видео. Вам показали осмотр и следователь вам задал вопрос: “Видели ли вы это видеозапись на странице Д.Макина или во просторах интернета?”
Свидетель Есимов Е.С.: Они показывают видео. Есть страничка Д.Макина, есть проповедник. Мне показывают его, да, где-то видел эту фотографию. Он на ютубе размещен. Ютуб как правило все что радикально, блокирует. Они показывают его, и говорят у Макина это размещено на странице в соцсети, т.е. ставят перед фактом. Чтобы я у Макина смотрел, нашел, такого не было. Я говорю: да, я его знаю, отдельно. И мне показали перед фактом, что у Макина делалось. Да, но почему то, мне он является радикальным проповедником.
Адвокат Ж.Кауменов: О том, что он является радикальным — не вы сказали?
Свидетель Есимов Е.С.: Я это сказал. Радикальный — это понятие философское, условное. Да, он фундаменталист. Радик — это корневой, фундамент. В любом этимологическом словаре это можно увидеть. Я исхожу из этого.
Адвокат Ж.Кауменов: Знаете ли вы, что видеозаписи, ролики Костекского запрещены на территории РК?
Свидетель Есимов Е.С.: Думаю, что нет. Никакой суд его признал запрещенными на территории для распространения. Смотрел на сайте Gov.kz такой фамилии не нашел.
Адвокат Б.Досыбеков: Когда Д.Макин публиковал на своей странице ФБ Костекского, были ли призывы/разговоры с его стороны такие как “Смотрите проповедника Костекского”.
Свидетель Есимов Е.С.: Нет, такого не было.
Адвокат Б.Досыбеков: Кто вам дал сведения, что Костекский радикального характера?
Свидетель Есимов Е.С.: Я понимал, что он не желателен. Дополнительно при допросе сотрудник КНБ показывал и говорил, что он радикален во взглядах. Каких этимологий слова придерживались сотрудники КНБ, я за них не могу ответить.
Адвокат Б.Досыбеков: Как вы сами поняли, что у него радикальный взгляд?
Свидетель Есимов Е.С.: При просмотре видео понятно. Это крайне субъективный вопрос. Я анализирую для себя и понял, что он из этой среды. Дополнительно, со слов в направлении мышления, дискурса, который в отношении Костекского было, я понял, что они так считают.
На вопрос прокурора Булатова откуда свидетель узнал, что Д.Макин продает книги Г.Джамаля?
Свидетель Есимов Е.С. сообщил, что в фейсбуке узнал, либо в комментариях под постом, либо пост был: “Кто в Астане, может приобрести у Д.Макина”. Я написал, так и познакомились с ним.
Доп.защитник — брат Адылет Макин: Хотел бы уточнить у прокурора, книги Г.Джамаля запрещенные? Несколько месяцев назад, он видел в Алматы в Меломане продают книги Г.Джемаля. Что тут запрещенного?
Свидетель Есимов Е.С. добавил, что он видел, что продают их в Москве, Санк-Петербурге.
На что прокурор ответил, что ему необходимо уточнить данный вопрос.
Судья Баяхмет Н.Е. сообщил, что он смотрел про Костекского и про Джемаля на сайте Gov.kz, в списке запрещенной литературы и материалов они не числятся (!)
Судья Баяхмет Н.Е.: Говорил ли Д.Макин о том, что необходимо устройство в государстве РК переиначить на религиозный лад и нужно это сделать путем использования террористических методов? Не говорил, что Казахстан светское государство, надо чтобы оно было больше религиозной направленности и это надо устанавливать путем применения насилия в отношении лиц?
На что свидетель Есимов Е.С. ответил, что “Нет, никогда не слышал”.
В 15-50 часов суд перешел допросу свидетеля Абилькешова К.С.
На вопрос судьи Баяхмет Н.Е., знает ли он подсудимого, как познакомились?
Свидетель Абилькешов К.С. ответил, Д.Макин его друг, единомышленник, заказывали книгу “От А до Я” — сборник пояснений Г.Джемаля у одного и того же человека, там и познакомились 2 года назад.
Первым свидетеля Абилькешова К.С. допросил прокурор Булатов.
Свидетель Абилькешов К.С. о религиозных взглядах Д.Макина сообщил следующее: Читает 5-кратный намаз и все. Ничего радикального в постах, публикациях Д.Макина не замечал, не видел.
На вопросы адвоката Ж.Кауменова свидетель Абилькешов К.С. ответил следующее: С Д.Макиным состояли в группе, которые интересуются творчеством философа Г.Джамаля. Целью данной группы была заказ и покупка литературы Г.Джамаля из г.Москвы и больше никакой другой цели данная группа не преследовала. О запрете Г.Джемаля и его литературы ни на его родине, ни в России, ни в Казахстане лично не видел, нет. Периодически встречался с Макиным раз в 2, 3 месяца. Разговоров на счет осуждения, поддержания и пропаганды радикальных взглядов, не было, поддержки каких-либо террористических групп не было, сообщил, что беседовали на житейские темы, обсуждали философскую концепцию Г.Джемаля, т.е. на темы понятные для свидетеля и Д.Макина. Они обычные практикующие мусульмане. Никаких призывов актам терроризма, призывах к свержению власти, каких-либо противоправных действий от Д.Макина никогда он не слышал. Некоторые публикации Д.Макина видел, т.к. он подписан на ФБ. Критика от Макина была лишь в чрезмерном насилии правоохранительных органов в отношении митингующих во время событий января прошлого года. Публиковал ли Д.Макин на своей странице А.Костекского, Г.Джамаля, не видел и не помнит. Ему сотрудники КНБ показали скриншоты (напомнили о Г.Джамаля) со страницы Д.Макина. Д.Макин и он не являются последователями какого-либо течения, групп.
На вопросы адвоката Б.Досыбекова свидетель Абилькешов К.С. сообщил, что при встречах, во время бесед с Д.Макиным неприязненных отношений к немусульманам, оскорбительных высказываний никогда не слышал. Он — человек добродушный, благородный, неспособный унижать. Может высказать, возмутиться только когда видит несправедливость. Д.Макин не пропагандировал А.Костекского, не агитировал кого-либо слушать. Некоторые публикации/посты Д.Макина в ФБ читал, но призывов там не замечал (!). Д.Макин известный человек в узких кругах, как прекрасный художник, творческий человек. Он не является общественно-политическим лицом. Д.Макин мог оказать какое-либо влияние на общественное мнение, тем более настроить какую-то категорию граждан на выступления политического, либо иного характера НЕВОЗМОЖНО!
Свидетель Абилькешов К.С. пояснил председательствующему судье Баяхмет Н.Е., что никаких призывов, высказываний идеи о том, что по религиозным мотивам насаждений идей путем применения террористических методов (вооруженный джихад, теракт) нужно поменять светское государство от Д.Макина никогда НЕ слышал (!). Такие темы даже НЕ обсуждали (!). Тема их круга общения — философские и метафизические вопросы.
Вопрос адвоката Ж.Кауменов свидетелю: Повлияло ли на его мировоззрение и взгляд после изучения публикации и постов Макина? На что он ответил — НЕТ. Они меня не радикализировали (!).
В 16-20 часов суд перешел допросу 3-го свидетеля Оразалиева А.Е.
Свидетель Оразалиева А.Е. сообщил суду, что Макин является его знакомым, встречались несколько раз, общались в фейсбуке. Неприязненных отношений нет.
На вопросы прокурора Булатова свидетель Оразалиев А.Е. сообщил, что знает его только с положительной стороны. Вместе с Д.Макиным состояли в ФБ группе Г.Джемаля, где писали комментарии, читали публикации, так с ним и переписались и познакомился. В общей сложности с Макиным встречался 3 раза, при этом собирались вместе с другими людьми, где обсуждали книги и труды Г.Джемаля, каждый делился своим знанием. Радикальных взглядов со стороны Д.Макина никогда не было (!). Если он как то проявил бы такое, он бы не стал с ним общаться. Во время встреч Д.Макин какие-нибудь учения, высказывания призывающие к чему либо не проводил. Он практикующий мусульманин, который должен говорить только правду. Макин был пассивным слушателем, когда они встречались. При встречах действующая власть Казахстана возможно, обсуждалась. Так как обсуждали все темы от философии, науки, политики и д.т. На социальные сети Д.Макина подписан, в фейсбуке “друзья”. На фейсбуке публикации Костекского возможно встречал, не помнит (сам свидетель). Видел его лекции на канале Ютуб.
На уточнение судьи Баяхмет Н.Е. были ли призывы и высказывания от Д.Макина изменить, переиначить, более религиозным чтобы стало, вооруженным джихадом надо заняться, прибыть к какому-нибудь течению мусульманскому, исламскому. Свидетель Оразалиев А.Е. однозначно ответил, что ничего такого не было (!)
Дополнительный вопрос прокурора Булатова: При встречах обсуждалось ли действующая власть Казахстана? На социальные сети Д.Макина подписаны?
Свидетель Оразалиев А.Е.: Возможно, да. Так как обсуждали все темы от философии, науки, политики и д.т.
На вопросы адвоката Ж.Кауменова свидетель Оразалиев А.Е. ответил, что группа “По сути” в телеграм канале кем создана, не помнит. Там люди у которых одни, общие интересы. Обсуждались разные темы как в кафе и в чате. В группе на Телеграме, в Ватсапе слова Д.Макина о призывах на счет действующей власти не звучали, не было. На страничку Д.Макина заходил. Публикации вообще ничего не помнит. Публикации слов Г.Джемаля не помнит. Д.Макин про какую-нибудь литературу религиозного характера говорил или нет, не помнит. Теолого-философские труды Г.Джемаля забрал у Д.Макина, которая не запрещена в РК.
Адвокату Б.Досыбекову свидетель Оразалиев А.Е. ответил, что при встречах из уст Д.Макина не слышал высказывания такие как “Государство – это трутень, которое использует наши ресурсы, незаконно. Поэтому надо, что-то делать”. Он был слушателем, много не говорил. Д.Макин лидерские качества не проявлял. На фейсбуке Д.Макин не призывал слушать проповедник Костекского.
Судья Баяхмет Н.Е.: «Имеется ввиду послушайте, вот так должно быть, нам нужно таким образом поступать, вот так делать!». На что свидетель Оразалиев А.Е. ответил: Не было такого, не видел.
На последующие вопросы адвоката Б.Досыбекова свидетель Оразалиев А.Е. ответил, что высказываний, призывов от Д.Макина о событиях в Украине, Турции, помочь финансово никогда не было.
Судья Баяхмет Н.Е.: Может какие-то были высказывания, оправдывающие чрезмерную жестокость при насаждений ислама, мусульманство. «Вот государство было светским, стало религиозным и они на правильном пути, тоже также надо сделать; Вооруженным джихадом надо заняться?».
Свидетель Оразалиев А.Е.: Нет, не слышал.
16-40 часов председательствующий судья Баяхмет Н.Е. объявил перерыв до 15-00 часов 16.03.2023 года.
Бахытжан Торегожина
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.