В польском городе Лодзь открылась масштабная выставка The Transition State. Это совместный арт-проект польского Fotofestiwal Lodz и украинского Odesa Photo Days Festival. На выставке представлены работы и проекты художников и документалистов из Грузии, Ирана, Кыргызстана, Украины. Меня пригласили в качестве автора из Казахстана.
К сожалению, не смог присутствовать на открытии. Но буду рад всем друзьям, знакомым и незнакомым людям, кто сейчас находится в Польше и кто посетит эту выставку.
В рамках The Transition State представлен мой документальный проект Last minutes before shooting: Bloody January 2022 in Almaty. В проект вошли документальные фотоснимки и видеокадры, снятые в период «Кровавого января» 2022-го. Январского Знаменосца, волонтёров, гражданских активистов, участников акции «Біз Қарапайым Халықпыз» и других выживших и погибших героев Qandy Qańtar теперь увидят зрители в Польше.
Fotofestiwal Lodz основан в 2001 году. Его посетили десятки тысяч зрителей со всего мира. Очевидно, что помимо зрителей, туристов и фотофилов из разных стран мира, основную часть аудитории феста составят поляки и украинцы. Я очень рад этому факту, потому что польская и украинская нации лучше многих в мире знают, что такое борьба за демократию и независимость, что такое сопротивление тоталитарным и авторитарным системам, и они не понаслышке знают, на что способны прокремлевские функционеры, силовики и титушки. Поэтому, польским зрителям лучше многих других будут понятны суть, контекст и значение казахского Кровавого января. Уверен, что украинские зрители лучше всех поймут чувства и боль тех казахов, которые держали свой флаг, пели гимн и которых расстреляли 6 января 2022-го на главной площади Алматы и Казахстана. Они поймут лучше всех, потому что их сограждане в феврале и марте 2022-го тоже выходили на площади и улицы украинских городов с жовто-блакитными флагами, они тоже пели свой гимн, и они тоже хотели сделать невозможное: преградить дорогу танкам и бмп с буквой Z, остановить колонны убийц, мародеров и оккупантов.
Я помню, как один из активистов, стоявших на площади в первой шеренге антивоенной демонстрации 6 января 2022-го, сказал то, о чем думали тысячи других граждан Казахстана в те сутки: « Хочу, чтобы весь мир увидел, услышал и узнал о том, что на самом деле происходит в Алматы и Казахстане». Вопреки блокировкам, выстрелам и потокам фейковой информации, вопреки титушкам и мародёрам.
Чтобы мир услышал и узнал о том, что произошло в январе 2022-го в Казахстане, многие заплатили чудовищную цену: кого-то расстреляли там же, на площади, 6 января, как смелого волонтера Жомарта Байтханова; кого-то пытали и только потом расстреляли, как археолога Ерлана Жагипарова; кто-то смог выжить, как врач Мадина-апа, которая теперь молится и плачет каждый раз, когда оказывается на площади, или как джазмен Викрам, который вопреки чудовищным пыткам смог сохранить в себе сильного и доброго человека, не разучился улыбаться и создавать музыку.
Я очень рад, что со-инициаторами выставки выступает команда Odesa Photo Days Festival из моего любимого украинского прибрежного города. Я полюбил его несколько лет назад, в мирные дни. В прошлом году я увидел этот удивительный город и его жителей в дни войны, и в сердце стало еще больше любви, уважения и восхищения к Одесе и одеситам.
И еще я рад, что среди участников выставки есть как неизвестные мне художники, так и мастера арт и документалистики из разных стран, за которыми я слежу уже не первый год: Shailo Djekshenbaev, Maxim Dondyuk, Gulnara Kasmalieva, Muratbek Djumaliev, Валерий Милосердов, Hossein Fatemi, Maria Matiashova, Dato Koridze, Sasha Kurmaz, Yerbossyn Meldibekov, Vajiko Chachkhiani.�
Когда выставку готовили к открытию, рашисты снова начали обстреливать Одесу крылатыми ракетами. «Чим більше прилітає – тим більше ми працюємо…» – написала Kateryna Radchenko, одеситка и куратор выставки The Transition State.
Велике дякую команді українських та польських організаторів.
Тимур Нусимбеков
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.