28 марта в городском суде Талдыкоргана продолжился суд по жалобе этнической казашки из Синьцзяна Сайрагуль Сауытбай на решение комиссии при управлении по миграции Алматинской области. Сторона истицы просит суд признать вынесенный комиссией отказ в предоставлении убежища незаконным и наделить Сауытбай статусом беженки.
В октябре прошлого года казахстанские власти отказали этнической казашке из Синьцзяна Сайрагуль Сауытбай, летом прошлого года проходившей обвиняемой по громкому делу о «незаконном пересечении границы» из Китая в Казахстан, в предоставлении статуса беженки. Комиссия, рассмотревшая ее прошение об убежище, сочла «недоказанными» преследования Сауытбай в Китае. Просительница и ее адвокат не согласны с таким заключением. Они также говорят о «давлении», которое было оказано на комиссию.
ТЕСНОТА В ЗАЛЕ СУДА
По словам репортера Азаттыка, который вел прямой репортаж из зала суда, на заседание пришло около 50-60 человек, но большинство поначалу не поместилось в тесной комнате. Зал заменили только после обращения к суду адвоката Сауытбай.
Смотрите запись из зала суда:
Среди присутствующих были родственники истицы, журналисты и гражданские активисты.
Предметом обсуждения в основном были причины, по которым Сауытбай отказали в предоставлении статуса беженки. Интересы истицы представляет адвокат Айман Умарова. Другую сторону — два специалиста департамента полиции Алматинской области и представитель областного департамента миграционной службы.
«ПОВЛИЯЕТ НА ОТНОШЕНИЯ ДВУХ СТРАН»
Первой слово предоставили истице. Сайрагуль Сауытбай сообщила, что начала подвергаться гонениям в Китае с ноября 2016 года. Ее, по словам женщины, лишили документов, она не смогла выехать к своей семье, находившейся в Казахстане, и «была вынуждена незаконно пересечь границу».
По словам Сауытбай, ей с самого начала было известно, что комиссия в Талдыкоргане не предоставит ей статус беженки. Отвечая на вопрос, как она об этом узнала, женщина сообщила, что в работу комиссии в Талдыкоргане «вмешивались неизвестные лица», в ее состав не входившие. Они же, заявила Сауытбай, требовали от нее, чтобы она «не жаловалась, если не получит статус беженки».
«Мне сказали, чтобы я собрала документы, подтверждающие, что я беженка. Я собрала, принесла, и мне сообщили, что необходимости в них нет. Представитель КНБ (Сауытбай назвала имя. — Ред.) забрал их… На вопрос, почему мне не предоставили статус беженки, я получила ответ: «Это может повлиять на взаимоотношения между двумя государствами». Моя судьба стала игрушкой», — заявила истица.
Представитель стороны ответчика Асем Егизбаева заявила, что сказанное Сайрагуль требует доказательств. «Это лишь слова, всё это нужно доказать», — сказала она. В связи с этим адвокат Айман Умарова потребовала у стороны обвинения видеозапись допроса Сайрагуль комиссией.
«ЕСТЬ ЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?»
«Вы говорите, что Сайрагуль не подвергалась гонениям в Китае. Какие у вас есть доказательства?» — с таким вопросом к стороне ответчика обратились представители истицы.
По словам сотрудников департамента полиции, «решение о предоставлении статуса беженца не принимается в один день». Они заявили, что комиссия пришла к своему заключению только после «допроса Сауытбай» и «проверки всей информации». Представители комиссии также настаивали на том, что все процедуры, указанные в законе «О беженцах», были соблюдены.
По информации стороны ответчика, в комиссию, которая рассматривала вопрос о предоставлении статуса беженки Сауытбай, входили семь человек. Среди них были специалисты областных управлений образования и здравоохранения.
Адвокат Айман Умарова поинтересовалась, «какое отношение эти специалисты имеют к рассматриваемому вопросу (о предоставлении статуса беженки. — Ред.)?», на что получила ответ, что «комиссия изначально была сформирована в таком составе». В конце судебного заседания Умарова заявила суду, что, по ее мнению, многие вопросы остались без ответа.
Судья Бейбут Турысов назначил следующее заседание на 8 апреля. Предварительные слушания по заявлению Сауытбай начались 15 февраля.
Почему Сайрагуль не дали статус беженки?
ЧТО БЫЛО ДО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА?
В августе прошлого года Панфиловский районный суд Алматинской области признал Сауытбай виновной в незаконном пересечении границы, но не стал депортировать ее в Китай, назначив ей шесть месяцев пробационного контроля и освободив из-под стражи в зале суда.
Во время того судебного разбирательства Сайрагуль Сауытбай заявила, что власти Китая не выпускали ее из страны как госслужащую, которой была известна ситуация в «лагерях политического перевоспитания».
Информация об этих заведениях на территории Синьцзяна появляется последние несколько лет. По данным ООН, в них может удерживаться миллион и больше представителей этнических меньшинств, в основном мусульман, в том числе уйгуры, казахи и кыргызы. Китай признаёт наличие подобных заведений, но настаивает, что они являются «образовательными центрами» с целью борьбы с экстремизмом и радикализмом, где «нарушители» проходят «обучение», для «лучшей интеграции в общество».
Подсудимая Сауытбай рассказывала, что давала расписку о «неразглашении государственной тайны» относительно «лагерей». Она настаивала, что в случае депортации в Китай ее ожидают пытки и смертная казнь и она согласна «на любое наказание в Казахстане».
Ранее казахстанские власти предоставили Сайрагуль удостоверение просителя убежища сроком на три месяца. Статус продлевался дважды: в октябре 2018 года и в январе этого года. Срок действия удостоверения истекает 25 апреля.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.