Адвокат Балгабаева Ж.: Я сделала запрос ДВД по оружию и выяснилось что, пропало во время кантаровских событий. Можете это объяснить?
Кийсымбаев А.: Я видел в обвинительном акте на некоторых видах оружия присутствует номера. Следствие могло выяснить кому принадлежит, но они этого не делают. Вот есть оружие марки ИЖ калибр 16 есть номер (зачитал его) его можно выяснить кому оно продавалось найти этого человека. Пусть найдут этого человека.
Подозреваемый Торебеков Е.: Сколько раз мы виделись и знаешь ли ты меня?
Кийсымбаев А.: Ержан я тебе один раз видел, когда ты нам к нам приходил в вагончик. Адрес тебе дала Сания, она сказала тебе там находятся ребята сходи познакомься с ними. Мне стыдно сказать но мы там опять напились.
Подозреваемый Торебеков Е.: Я тогда говорил про бетонирование трактора? Про программу казакия? Вообще было ли у нас общение?
Кийсымбаев А.: У нас там были разные разговоры.
Андреева Б.: Как ты оказался среди нас?
Кийсымбаев А.: Сания добавила.
Андреева Б.: У нас была WhatsApp группа? Кийсымбаев А.: Нет.
Судья Бакирбаев Б.: Расскажите о вашем семейном положении?
Кийсымбаев А.: Я женился в 2009 году. У меня есть один ребёнок от неё, но она умерла. Второй раз я женился в 2014 году, от второй жены у меня трое детей. Развёлся с ней после январских событий летом 2022 г. из-за конфликтов. Я работал сварщиком, до этого 2 года я был военным, потом меня уволили по состоянию здоровья.
Судья Бакирбаев Б.: На садовом участке, сколько проживали с какого периода по какой жили?
Кийсымбаев А.: Примерно 1,5 месяца. 5-6 октября 2022 г. я ушёл оттуда. Меня позвал Олжас туда, мы там жили непостоянно, иногда спускались в город.
Судья Бакирбаев Б.: Участок огороженный был? Кийсымбаев А.: Да, сеткой.
Прокурор Естебек Рахат: Как познакомились с Нурлановым Тенеликом?
Кийсымбаев А.: Дома у Сании, когда я приехал туда на день рождения её сына.
Прокурор Естебек Рахат: После того как вы познакомились с Саниёй в прокуратуре и до её приглашения вас к себе домой сколько времени прошло?
Кийсымбаев А.: Точно не помню, примерно месяц или два.
Прокурор Естебек Рахат: В каких отношениях состоялись с Тунгатаровой С.?
Кийсымбаев А.: Отношений не было никаких.
Прокурор Естебек Рахат: Если вы не были ни в каких отношениях почему вы пришли на день рождения её сына?
Кийсымбаев А.: До этого она мне звонила раз 10 или 15 приглашала к себе домой покушать и пообщаться, я отказывался говорил что у меня нету времени. Просто стало неудобно уже сколько человек приглашает и я решил пойти на день рождения сына.
Прокурор Естебек Рахат: Кто ездил на закуп материалов на рынок “Тастак”?
Кийсымбаев А.: Как только мы вышли из кафе «Тарим» сразу туда поехали. Я был, Багдагуль, Олжас и Тенилик, и Сания. Да она нас повела туда, я сказал надо сделать пугач чтобы распугивать птиц на садовом участке, Сания сказала хорошо поехали сейчас закупим материалы для пугача. Закупили трубы пятидесятки, одну трубу сотку, закупили все материалы и поехали в горы.
Прокурор Естебек Рахат: Электрошокер покупали? Кийсымбаев А.: Нет.
Прокурор Естебек Рахат: Коктейль Молотова, “картошкамёт” изготавливали?
Кийсымбаев А.: Нет, никогда не изготавливал.
Прокурор Естебек Рахат: Вы присутствовали на испытаниях на садовом участке и посёлке Коксай на берегу речки?
Кийсымбаев А.: Это не были испытания, я был в горах и испытывал мною изготовленный пугач, зарядил его яблоками но не смог выстрелить.
Прокурор Естебек Рахат: 13.09.2022 года зачем вы приехали на автовокзал Саяхат?
Кийсымбаев А.: Да мы приехали туда, но зачем не помню. Мы тогда с гор спустились, как раз позвонила Сания она сказала я сейчас на Зелёном базаре давайте встретимся где-нибудь посидим пообщаемся, хорошо давай встретимся и встретились.
Прокурор Естебек Рахат: О чём говорили при встрече?
Кийсымбаев А.: Я тогда был в депрессии выпил, попросил Санию купить мне пиво голова болела. Пили пиво говорили о том о сём, у меня поднялось настроение я шутил. Она говорила о том что может повториться кантар и надо быть готовым. Обсуждали возможность повторения кантара.
Прокурор Естебек Рахат: У вас было оружие? Кийсымбаев А.: Как было оружие?
Прокурор Естебек Рахат: По словам Тунгатаровой С. у вас было оружие?
Кийсымбаев А.: Нет, не было.
Прокурор Естебек Рахат: По словам Тунгатаровой С. и согласно стенограмме Вы говорили что могли как военный приобрести пистолет Макарова за 17-18.000 тг, автомат Калашникова за 250.000 тг. Что на это скажете?
Кийсымбаев А.: По правде говоря я был выпивший не помню что говорил. Я как душа компании много что говорил тогда. Но я такого не говорил.
Прокурор Естебек Рахат: Вы говорили что “где-нибудь наверху я железно залягу с винтовкой”.
Кийсымбаев А.: Я много чего говорил, да я хорошо стреляю, но такого не говорил.
Прокурор Естебек Рахат: Я думаю, что вы как выпивший много чего наговорили. С какого месяца вы были на фазенде у дяди?
Кийсымбаев А.: Примерно с 5-6 октября, до 10 я приехал туда.
Прокурор Естебек Рахат.: На садовый участок вы прибыли в сентябре. Кто там жил до этого или вы все вместе туда прибыли?
Кийсымбаев А.: Сания меня позвала в гости к Байбах-ага, там предложили помыться в бане. Тогда мы договорились как будем работать, они там уже жили.
Прокурор Естебек Рахат.: Сколько месяцев вы находились на садовом участке?
Кийсымбаев А.: Чуть больше месяца.
Прокурор Естебек Рахат.: Вы ознакомились с материалами дела, с заключением экспертизы. Вы согласны с заключением экспертизы?
Кийсымбаев А.: Нет, не согласен.
Прокурор Естебек Рахат.: Вы по этому поводу писали или делали заявление?
Кийсымбаев А.: Как я уже говорил, я заявил следователю, что я не согласен заключениями экспертизы. Он мне ответил: «ты всё равно сядешь».
Прокурор Естебек Рахат: Это устно, а в письменном виде вы подавали заявление?
Кийсымбаев А.: Нет не делал, я тогда сказал хорошо «я это заявление сделаю в суде».
Прокурор Естебек Рахат: Официально заявление подавали? Кийсымбаев А.: Нет.
Прокурор Естебек Рахат: Вы ознакомились с экспертизой от 31.03.23 года и согласны ли вы с его заключением?
Кийсымбаев А.: Да я знакомился, но не согласен.
Прокурор Естебек Рахат: Согласно экспертизы обыска на садовом участке на оружии были обнаружены ваши отпечатки, что скажете?
Кийсымбаев А.: Нет, не согласен. Мы тогда много использовали скотча на садовом участке или на баклашке от воды остались, возможно это оттуда отпечатки.
Прокурор Естебек Рахат: Значит на оружии не было ваших отпечатков.
Кийсымбаев А.: Нет, не было.
Прокурор Естебек Рахат: Вы сказали что считаете Багдагуль лидером?
Кийсымбаев А.: Нет, не считаю. Никогда не была лидером да и не будет.
Судья Бакирбаев Б.: Вы же сами говорили «мне Багдагуль сказала как руководитель всё распускаю ячейку».
Адвокат Тлеукеев Е.: Это следствие сделала из неё руководителя?
Судья Бакирбаев Б.: Не надо вмешиваться.
Прокурор Естебек Рахат: Всё вопросов не имею.
Адвокат Балгабаева Ж.: Рядом с вами где вы работали не было оружейного магазина?
Кийсымбаев А.: Не знаю, я Алматы не очень хорошо знаю, я на севере вырос.
Судья Бакирбаев Б.: Допрос Кийсымбаева А. завершён переходим к допросы следующего.
ДОПРОС НУРЛАНОВА ТЕНИЛИКА.
Допрос Нурланова Тенилика его адвокат Берликожа Т.
Адвокат Берликожа Т.: Вы согласны с предъявленным вам обвинением, с чем Вы согласны и с чем не согласны? Расскажите всё, что вам известно по делу?
Нурланов Т.: С предъявленным обвинением не согласен в полном объёме.
Адвокат Берликожа Т.: Расскажите как вы попали в эту группу?
Нурланов Т.: В июне месяце 2022 года был день рождения Байбах-ага, там мы с Олжасом познакомились с Саниёй и Багдагуль. В агусте 2022 года мы встретились в горах, хорошо пообщались, Олжас и Сания оказались ровесниками. Сания приглашала нас домой, мы ходили к ней в гости. Она пригласила в гости на день рождения сына мы хорошо пообщались. Сания нам постоянно звонила, мы ходили к ней в гости, она нам рассказывала все новости и интриги. Хорошо что у меня батарейка была на телефоне слабая и он часто был отключен и поэтому она в день 3-4 раза звонила Олжасу. Например, в день встречи она звонила по 15-20 раз в день. Она обижалась почему не звоните, почему не приходите, мы говорили ей что у нас на дорогу денег нет. Тогда она нам заказывала такси через Яндекс и оплачивала дорогу и потом на обратную дорогу давала нам деньги. Мы тогда подумали откуда у матери семерых детей деньги, как она их зарабатывает? Значит, ей дают деньги чтобы она работала. Там мы познакомились с Акылжаном и Ержаном. Сагынкуль-тәте один раз видел в кафе. При встрече, когда мы общались Сания всегда говорила Багдагуль «ты главная» и просила её говорить и она нам говорила. Сания когда камера отключена говорит, но после того как включат камеру, она сидит молча и ничего не говорит. Она нам много говорила например, скоро будет митинг, возможно повторятся январские события. Я сам до сих пор живу на съёмной квартире. Хотелось бы выйти и сказать хотя бы землю нам получить надо.
Адвокат Берликожа Т.: Говорилось на встречах, что если кантар повторится мы должны делать то-то и то-то, можете подробнее рассказать что надо было делать?
Нурланов Т.: Если кантар повторится то мы должны быть готовы к этому и кто что должен будет делать в этот момент. Мы должны были выйти вместе с народом, чтобы митинг был мирным и ничего лишнего, нельзя допустить мародёрство. Когда камера была была отключена Сания много чего говорила, например она говорила “что ненавидит сотрудников КНБ, ничего ещё посмотрим”. Специально она нас настраивала против.
Адвокат Берликожа Т.: Был разговор о закупе оружия, электрошокера подготовке к протестам? Нурланов Т.: Да, были разговоры о цене оружия.
Адвокат Берликожа Т.: Какого именно оружия? Нурланов Т.: Не знаю какого именно.
Адвокат Берликожа Т.: Для чего нужно было это оружие?
Нурланов Т.: Тот случай если прибудут представители ОДКБ. Говорили, что солдаты казахи не стреляли народ, а стреляли солдаты ОДКБ, которым не жалко другую нацию. И им дать отпор.
Адвокат Берликожа Т.: А кто это сказал? Вы говорили?
Нурланов Т.: Я говорил, Багдагуль тоже говорила, все поддержали.
Адвокат Берликожа Т.: Для приобретения оружия какие действия совершали? Деньги собирали или магазин искали оружейный, искали продавцов?
Нурланов Т.: Такого не делали.
Адвокат Берликожа Т.: На видео есть что вы испытывали картошкамёт?
Нурланов Т.: Да испытывали но он не стрелял, зажигалка не работала. Толку не было от него.
Адвокат Берликожа Т.: Для чего зажигалка? Нурланов Т.: Для того чтобы была искра.
Адвокат Берликожа Т.: Сколько зажигалок купили?
Нурланов Т.: Но в основном звонила Сания спрашивала какая нужна зажигалка мы сказали длинная кухонная зажигалка. Она сама нам привезла её.
Адвокат Берликожа Т.: Разговор о покупке электрошокера был?
Нурланов Т.: Да был, но когда я не помню. Один раз Сания сказала Олжасу «ты узнай цену купим его».
Адвокат Берликожа Т.: В вагончике сколько времени вы жили?
Нурланов Т.: Примерно с мая месяца 2022 года до середины октября, ушли из-за холодов.
Адвокат Берликожа Т.: С кем вы там жили и сдавали ли вы уходя вагончик хозяину?
Нурланов Т.: Мы там жили с Олжасом. Мы сдали вагончик Байбах-ага, ещё Сагат-ага был.
Адвокат Берликожа Т.: Вы вагончик полностью очистили и сдали?
Нурланов Т.: Да и забрали свои вещи, оставили только постель потому что собирались весной вернуться, собирать яблоки ухаживать за садом.
Адвокат Берликожа Т.: После вашего ухода кто-нибудь жил там? Нурланов Т.: Нет, никто.
Адвокат Берликожа Т.: Вы заключили договор аренды?
Нурланов Т.: Да устно с помощью Байбах-ага с человеком по имени Дима.
Адвокат Берликожа Т.: Кому сдали участок? Нурланов Т.: Байбах-ага и Сагат-ага.
Адвокат Берликожа Т.: Был разговор о том что купили оружие или нашли его? Нурланов Т.: Нет.
Адвокат Берликожа Т.: Вы видели на видео оружие, что скажете по этому поводу?
Нурланов Т.: Это неправда, это КНБ подбросил.
Адвокат Берликожа Т.: В деле есть ваши отпечатки?
Нурланов Т.: Наверное, они нашли на брошенных бутылках.
Адвокат Берликожа Т.: На каких бутылках были ваши отпечатки?
Нурланов Т.: На бутылках от водки.
Адвокат Берликожа Т.: Откуда там взяла водка вы выпивали?
Нурланов Т.: Из магазина, да, выпивали.
Адвокат Берликожа Т.: У вас были разговоры о том чтобы совершать беспорядки?
Нурланов Т.: Наоборот, если начнутся беспорядки мы должны были их усмирять. Да разговоры были об этом, но о том чтобы устраивать беспорядки такого не было и чтобы не было мародерства и провокации. В местах где не было камер Сания всё время говорила Багдагуль «ты главная, ты главная».
Адвокат Берликожа Т.: Скажите есть несовпадение между содержанием дела и аудиозаписями ваших разговоров?
Нурланов Т.: Да, много. Один раз в горах я просил у Сании «дай 10.000 тенге, потом отдам». А в деле записано что это сказал Олжас, на самом деле это сказал я.
Адвокат Берликожа Т.: Расскажите о себе, о ваших родителях, о семейном положении о детях?
Нурланов Т.: Я не женат, родителей у меня нет. Есть брат и сестра, сестра замужем, брат женат, у них есть дети. Я сам по себе живу по съёмным квартирам. Не живём, а выживаем.
Адвокат Берликожа Т.: Скажите вы поддерживаете наше политическое устройство, законодательство нашего государства, Конституцию? Есть ли претензии?
Нурланов Т.: Нет, это черновик, как будешь поддерживать черновик? Постоянно происходят в нём изменения.
Андреева Б.: Тенилик, Сания в своих показаниях про нас с тобой сказала «что мы любовники, ты подтверждаешь эту версию»?
Нурланов Т.: Нет, она наверное ревнует что мы так общаемся.
Адвокат Берликожа Т.: Есть видео на котором вы решили всё прекращаем дело и расходимся, напомните какого числа это было?
Нурланов Т.: Точно дату не помню примерно 11 или 12 октября, были я, Багдагуль и Сания.
Адвокат Берликожа Т.: Расскажите что там было и кто был инициатором этого?
Нурланов Т.: Разговор был такой: «Да о каком митинге идёт речь денег нету, людей поддерживающих нет, тех кто нас поддерживает у нас от силы 4-5 человек. Какой митинг всё расходимся, если вдруг народ выйдет на митинг, то мы вместе с ними выйдем».
Адвокат Берликожа Т.: Кто это сказал прекращаем ? Нурланов Т.: Я это сказал.
Адвокат Берликожа Т.: Остальные поддержали?
Нурланов Т.: Да, поддержали, но Сания как будто это не поддержала. Она сказала вы не мужики, вы за народ не переживаете.
Адвокат Берликожа Т.: Это была последняя встреча? Нурланов Т.: Да последняя и мы разошлись.
Адвокат Берликожа Т.: Потом вы с ними не связывались? Нурланов Т: Нет, не связывался.
Адвокат Балгабаева Ж.: Расскажите о том как вы разошлись с 11-12 ноября 2022 года, был ли тогда Олжас?
Нурланов Т.: Тогда Олжаса уже не было, он вообще был в другом месте, тогда он уже не хотел с нами видеться, даже разговаривать не хотел. Олжас сказал что “толку нет, уже какие-то разговоры идут непонятные, все заканчиваем”. Договорились если народ выйдет то мы выйдем вместе с народом.
Адвокат Балгабаева Ж.: Когда он это сказал?
Нурланов Т.: Постоянно об этом говорил, мы вместе работали. Его со стройки забрали.
Адвокат Балгабаева Ж.: С какого периода он начал это говорить?
Нурланов Т.: Он постоянно об этом говорил, просто он поддерживал общение с остальными.
Адвокат Балгабаева Ж.: Вы думали о том откуда у незамужней многодетной матери, есть деньги?
Нурланов Т.: Она говорила что есть какой-то кореец у неё, потом есть джигит которому она нравится, он подарил ей телефон, она нам показывала.
Адвокат Балгабаева Ж.: И она показывала эту джигита?
Нурланов Т.: Нет. Наверное, этот джигит походу полковник.
Адвокат Балгабаева Ж.: Скажите во внутрь вагончика мог попасть снег или его могло туда задуть? Нурланов Т.: Нет, мы изнутри плотно закрыли целлофаном окно. Дверь закрывается просто его захлопнешь и всё. Его можно было открыть ложкой это было видно на видео, ручку убрали.
Адвокат Балгабаева Ж.: Олжас говорил что есть оружие и надо его здесь спрятать?
Нурланов Т.: Если его нет, то как мы его здесь спрячем? Даже мысли о том чтобы приобретать оружие не было, нам на продукты еле денег хватало.
Адвокат Балгабаева Ж.: Вы смотрели видео обыска, что можете сказать?
Нурланов Т.: Это откровенная подстава. Например, снег который был внутри контейнера.
Нас вместе с Олжасом задержали в 6:40 часов утра в квартире где мы делали ремонт. После задержания Олжаса повезли в горы, а меня оставили на квартире. Мы в этой квартире были всего минут 10. Там они обнаружили мой прибор бомбасик для курения анаши, там были еще 2 коробки орехов, собранные в горах. Обыск провели как попало, бросили мои вещи на пол, заглянули в туалет и всё. Для них главное было то, что они положили в горах. Также они не зачитали наши права.
Адвокат Балгабаева Ж.: До знакомства с Саниёй у вас были мысли по свержению строя?
Нурланов Т.: например, когда мы с мая месяца начали работать на участке, приезжал Сагат-ага с активистами и снимали челлендж, снимали видео с просьбами к властям. Но нам до этого дела не было, мы занимались своей работой на участке.
Адвокат Балгабаева Ж.: Вам не было интересно?
Нурланов Т.: Зачем нам лезть, там же взрослые сами разберутся.
Адвокат Балгабаева Ж.: Как думаете почему у вас задержали?
Нурланов Т.: Думаю задержали по цепочке. Это была разработка.
Адвокат Балгабаева Ж.: Вы знаете про оружейные магазины?
Нурланов Т.: Нет не знаю, только охотничьи.
Адвокат Балгабаева Ж.: Вы участвовали в январских событиях?
Нурланов Т.: 6 января 2022 г я был на площади, через 15-20 минут там начался расстрел, Аллах сохранил. Мы просто гуляли тогда по городу.
Адвокат Балгабаева Ж.: Когда активисты собирались в Байбах-ага там были разговоры про беспорядки? Нурланов Т.: Нет, не было.
Адвокат Балгабаева Ж.: О чём они говорили? Нурланов Т.: В основном критиковали.
Адвокат Балгабаева Ж.: Кто мог там оставить следы на участке, может быть там дети играли? Рано утром кто мог оставить следы, может быть там рядом спортшкола?
Нурланов Т.: Дети в школу-то еле поднимаются утром, не думаю что кто-то мог там рано утром оставить следы.
Адвокат Тлеукеев Е.: Скажите как вы познакомились с Конар С.? Слышали о том, что она собиралась помочь деньгами, расскажите нам?
Нурланов Т.: Сания дома сказала, что этот человек нам поможет. Она купит жилетки одного цвета на 400-500 человек, для того чтобы поддерживали друг друга и не допускали мародёрства. Это между собой говорили Сания и Багдагуль.
Адвокат Тлеукеев Е.: Она закупила и эти жилетки? Нурланов Т.: Нет.
Адвокат Нурпеисов Г.: С какого периода знаете Кийсымбаева А.? О чем говорили с ним?
Нурланов Т.: Знаю с августа месяца 2022 г., познакомились в доме Сании. Она сказала за дастарханом Акылжан это мощный парень, он во время кантара был ранен, его теперь не остановить. Потом мы его пригласили к себе на участок, он с нами жил.
Адвокат Нурпеисов Г.: О чем говорили? Нурланов Т.: Говорили о работе, что надо собирать урожай.
Адвокат Нурпеисов Г.: Разговоры о захвате власти были?
Нурланов Т.: Нет не было, иногда их поругаем и все. Выпьем, накуримся и ругаем их.
Говорили о том что нужен грамотный руководитель.
Адвокат Нурпеисов Г.: Были разговоры о том чтобы взять власть в свои руки?
Нурланов Т.: Вы что здесь все необразованные! Я сам восемь классов закончил, мы мечтаем хотя бы помочь нуждающимся и инвалидам.
Адвокат Ашубаева У.: Обвинение представило Торекулова Е. как лидера группы. Можете сказать какие он действия совершал как лидер?
Нурланов Т.: Никаких действий я не видел, кроме того как гнал что-то. Лидером не считали.
Судья Бакирбаев Б.: Каково ваше участие в изготовлении картошкамёта?
Нурланов Т.: Не знаю, я только участвовал в закупке материалов.
Судья Бакирбаев Б.: Есть видео, вы же испытывали его?
Нурланов Т.: Да, я испытывал его.
Судья Бакирбаев Б.: Кийсымбаев А. говорит что его делали для того чтобы отпугивать фазанов. Вообще с какой целью вы изготовили “картошкамёт”? Возможно эти слова убрали что вы хотели из “картошкамёта” стрелять по фазанам. Но в других местах указано что вы его хотели использовать для стрельбы бутылками на улице во время митинга. Откуда это взялось?
Нурланов Т.: Не знаю.
Судья Бакирбаев Б.: Вы в армии служили? Нурланов Т.: Нет.
Судья Бакирбаев Б.: Для чего вы производили расчёты, тратили деньги на материалы и изготовили “картошкамёт”, затем провели испытания? Нурланов Т.: Не помню.
Судья Бакирбаев Б.: Это ради того чтобы стрелять по фазанам? Есть выражение “стрелять из пушки по воробьям” это то же самое, если разобраться. Можно было ведь просто рогатку сделать и стрелять по фазанам отпугивать. Это ведь такие усилия надо сидеть и ждать. Хорошо ради чего вы тогда проводили испытания девушек приглашали? Девушкам интересно?
Нурланов Т.: Им просто было интересно.
Судья Бакирбаев Б.: Разговоры были о смене власти, о проведении митингов?
Нурланов Т.: Нет, конкретно разговора о смене власти не было. Был разговор о том чтобы выйти на митинг и выдвинуть свои требования.
Судья Бакирбаев Б.: Вы недавно сказали про требование о земле? Какие еще требования?
Нурланов Т.: Земельный участок.
Судья Бакирбаев Б.: У вас здоровье нормально, плачущего ребёнка нету маленького, родителей за которыми надо смотреть нет. Почему государство должно вас всем обеспечить?
Нурланов Т.: Когда я был маленький мне государство не помогало, сейчас я вырос можно же чем-то помочь мне. Моя мама с трудом вырастила нас троих испытывая тяготы.
Судья Бакирбаев Б.: Можно же самому делать какие-то действия, сколько вам?
Нурланов Т.: Мне 36 лет, я таксую на чужой машине оплачиваю за неё аренду остается только на жили-были, на оплату аренды. В строительстве тоже самое, бывают момент когда нам не оплачивают работу хочешь побить, но тогда тебя посадят, вымогать начнёшь тоже засудят. Деваться некуда так и живём смотрим на чьё-то настроение и характер.
Судья Бакирбаев Б.: Анашу курите? Нурланов Т.: Да, курю.
Прокурор Естебек Рахат: Вы свои показания поддерживаете? Нурланов Т.: Да, поддерживаю.
Прокурор Естебек Рахат: Если поддерживаете почему вы не согласны с заключением экспертизы №3552 в которой говорится что в словах Нурланова Т. присутствуют компоненты насильственного характера. Когда вы отвечали на вопросы адвокатов судя по вашим ответам в ваших словах не было никаких компонентов насильственного характера. Если таких компонентов не было в ваших словах и таких действий, почему в заключении говорится есть компоненты насильственного характера?
Нурланов Т.: Я не согласен заключением экспертизы.
Прокурор Естебек Рахат: По заключению этой экспертизы писали заявление?
Нурланов Т.: Нет.
Прокурор Естебек Рахат: Тем не менее экспертиза в деле есть и она имеет законную силу. Тоже самое согласно заключению эксперта в судебно-психологической экспертизе №452: В материалах данных для исследования в коммуникативном общении присутствует признаки насильственного свержения власти, данные признаки обнаружены в словах Нурланова Т. и других. Между вами были разговоры а насильственном свержении власти?
Нурланов Т.: Нет.
Прокурор Естебек Рахат: Ваших разговорах были призывы к массовым беспорядкам?
Нурланов Т.: Нет, если бы были массовые беспорядки мы должны были бы их наоборот успокаивать.
Прокурор Естебек Рахат: Во время обыска на некоторых видах оружия согласно экспертизы были обнаружены ваши отпечатки, что скажете на это? Вы же смотрели видео обыска?
Нурланов Т.: У меня несколько раз брали отпечатки пальцев в том числе в электронном виде. Почему брали отпечатки пальцев на чистые листы бумаги А4 по закону там должно быть указано где какой палец находится, а такого не было просто были чистые листы бумаги на которые взяли мои отпечатки. Ещё когда брали по нескольку раз делали оттиски моих отпечатков, таким образом берут отпечатки пальцев сотрудники КНБ. Мне тогда предлагали «давай, сотрудничай с нами». Это фиктивные отпечатки пальцев, я никогда не прикасался.
Прокурор Естебек Рахат: Во время обыска сотрудники-криминалисты брали отпечатки по правилам с привлечением понятых.
Нурланов Т.: Всё равно я не согласен с этим.
Прокурор Естебек Рахат: В доме по улице Островского сколько раз вы присутствовали на собраниях? Нурланов Т.: 3-4 раза.
Прокурор Естебек Рахат: О чём были эти разговоры?
Нурланов Т.: Говорили о разном, были пьяными.
Прокурор Естебек Рахат: Вы на каждой встрече выпивали? Нурланов Т.: Да.
Прокурор Естебек Рахат: Об оружии говорили?
Нурланов Т.: Да, есть слова что надо оружие.
Прокурор Естебек Рахат: Об оружии говорили? Нурланов Т.: Да говорили.
Прокурор Естебек Рахат: Вы когда-нибудь пользовались оружием?
Нурланов Т.: Да пользовался обычным оружием шестнадцатого калибра.
Прокурор Естебек Рахат: Я почему это говорю на записи есть слова где вы говорите что хорошо стреляете.
Прокурор Естебек Рахат: В каких отношениях вы состояли с Тунгатаровой С.?
Нурланов Т.: В обычных отношениях как знакомые.
Прокурор Естебек Рахат: Были неприязни отношения? Нурланов Т.: Нет, не было.
Прокурор Естебек Рахат: Были слова что нужна винтовка?
Нурланов Т.: Да, говорили что надо оружие.
Прокурор Естебек Рахат: Вы отрицаете что в ваших словах присутствует признаки насильственного характера но во время собрания в Аксае вы сказали такие слова “ От захвата акимата толку никакого нет”. Вы подтверждаете свои слова?
Нурланов Т.: Нет.
Адвокат Нурпеисов Г. Вот здесь государственный обвинитель говорит что после ознакомления с экспертизой вы подавали заявление. Мы предоставим свою экспертизу но проблема не в этом. Во время следствия материалы дела находились под грифом «секретно» мы не имели к ним доступа, и мы не знали кто что говорил. Во-первых, против экспертизы не выражают недовольство. Нас ознакомили только после окончания следствия. Недовольство выражают только действиями следователя. Но если по материалам дела, всё это дело построено на этих экспертизах. Мы ознакомились только к середине или к концу следствия. Сделали вы протест или не сделали я считаю это камень в огород защиты, что защита бездействовала. Но нам этого ничего не давали потому что всё дело находилось под грифом «секретно». И когда рассекретили готовый материал нас поставили перед готовым фактом, при ознакомлении.
Судья Бакирбаева Б.: После ознакомления с материалами дела вы должны были написать что вот с этим моментом я «не согласен». Понятно.
Нурланов Т.: Да.
Судья Бакирбаева Б.: Вы писали ходатайство по поводу экспертизы? Повторяю это для тех кто не понял.
Нурланов Т.: Нет.
Адвокат Берликожа Т.: Я несколько раз писал ходатайство они о несогласии, 10 раз.
Судья Бакирбаева Б.: Вы согласны с предъявленным вам объединением по четырём статьям УК РК?
Нурланов Т.: Нет, не согласен.
Судья Бакирбаев Б.: На этом завершаем допрос подозреваемого.
Перерыв до 03.01.24 г., 10.01.24, 12.01.24 г. в 10.00 часов на целый день.
Завершение заседания в 17.25 часов.
Бахытжан Торегожина
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.