22 декабря, г.Астана, родственники пяти молодых людей, погибших от пуль в начале января в Таразе, пришли в Генеральную прокуратуру. По их словам, в деле против их близких отсутствуют доказательства, вызванные в суд свидетели даже не были в курсе, что людей, против которых они давали показания, уже почти год как нет в живых. Родители заявили, что требуют снять все обвинения с погибших и полностью их оправдать.
Жительница Тараза Нигора Закарьяева говорит, что ее единственному сыну, убитому в январе, вменяют «участие в массовых беспорядках» и «незаконный захват здания». Она говорит, что в 121-томном деле нет ни единого свидетельства того, что ее сын участвовал в погромах и беспорядках.
«Слова фельдшера указывают на то, что моего сына подстрелили и уже после доставили на площадь. На месте, где было обнаружено его тело, не было следов крови. У сына в карманах не было ни мобильного телефона, ни наушников, ни ключей от дома, но якобы была пуля. Сама эта пуля найдена спустя четыре месяца после его гибели», — сказала Закарьяева.
Это ее восьмой визит в столицу после того, как сына власти обвинили посмертно. По ее словам, ранее органы безопасности признали, что в деле нет состава преступления, но так и не сняли обвинения.
Среди прибывших сегодня в столицу — Бакытжан Чингисбеков, отец 19-летнего Нурсултана Куатбаева, застреленного в январе. Чингисбеков указывает на предполагаемые процессуальные нарушения.
По его словам, ранее в суде демонстрировались видеокадры, на которых, как утверждается, запечатлены события на площади в начале января. Мужчина утверждает, что содержание этих видео не соответствует заявлениям следствия и обвинения.
В четверг представители Генпрокуратуры заявили, что собравшихся примут во второй половине дня.
Накануне заседание в суде № 2 города Тараза было сорвано и перенесено на конец недели после того, как в зале суда родители погибших выразили возмущение в связи с тем, что представителей силовых структур допрашивают в суде в качестве свидетелей. По словам Чингисбекова, скандал в суде разразился после того, как оператор-наводчик бронетранспортера в суде начал описывать то, как производилась стрельба в сторону людей.
Пятерых человек по данному делу судят посмертно. Это молодые люди — Токтар Ошакбай, Райс Рысбеков, Ержан Байжанов, Нурсултан Куатбаев и Исатай Донбаев, убитые на площади в Таразе в январе. Среди предъявленных в рамках этого дела обвинений — совершение «акта терроризма», «участие в массовых беспорядках». Ранее сообщалось, что троих из других четырех фигурантов уголовного дела доставляли в суд из СИЗО.
По официальным данным, во время Январских событий в Таразе погибло 15 человек. По меньшей мере в отношении пятерых из них началось рассмотрение уголовного дела в суде.
1 декабря специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Жамбылской области признал виновным в «участии в массовых беспорядках» жителя Тараза Андрея Опушиева, который был избит и застрелен во время Январских событий. В связи со смертью подсудимого суд не назначил ему наказания.
В начале нынешнего года протесты в городе Жанаозене Мангистауской области из-за повышения цен на топливо распространились на другие регионы. Люди выходили на митинги также в знак солидарности с жанаозенцами, опасаясь повторения Жанаозенских событий 2011 года. Социальные и экономические лозунги переросли в негодование против проблемы коррупции и кумовства, существующих в стране многие десятилетия. В ряде городов массовые выступления вылились во вспышку насилия. Президент Касым-Жомарт Токаев назвал всех протестующих «террористами» и объявил публично, что отдал приказ силовым структурам стрелять без предупреждения на поражение. Военные и полиция участвовали в подавлении антиправительственных протестов. По официальным данным погибли 238 человек, в основном гражданские лица.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch на этой неделе опубликовала заявление, в котором заявила, что начатые властями расследования Январских событий были односторонними. В прокуратуре с утверждением, что расследования были односторонними, не согласны. Заместитель генерального прокурора заявил Азаттыку, что дела по следам Январских событий расследуются «максимально открыто».
Асемгуль Мухиткызы радио Азаттык
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.