Правозащитница Бахытжан Торегожина на своей странице в соцсетях опубликовала письмо обвиняемых по Январским событиям Рината Алиева и Чингиза Альпиева, в котором говорится, что они объявили голодовку и зашили себе рты в знак протеста. Причиной этому они называются незаконное содержание под стражей и «беззаконие со стороны следственных органов».
30-летний Ринат Алиев работал мастером по пошиву авточехлов, имел свой цех. Он говорит, что с 2016 года его «преследуют сотрудники КНБ, всячески угрожая и провоцируя».
Алиев связывает преследование со своими религиозными взглядами.
Он рассказывает, что 14 января его задержали по обвинению по статье 272, часть 2, уголовного кодекса — в участии в «массовых беспорядках».
По его словам, в течение шести месяцев не проводилось никаких следственных действий.
«Затем просто прекратили дело по статье 272, часть 2, и в тот же день, чтобы прикрыть свои незаконные действия, возбуждают новое уголовное дело — по статье 256, часть 2 («Пропаганда терроризма»), — из-за одного слова, что Россия — оккупант. Ряд жалоб, отправляемых мной, не находят отклика», — говорится в письме.
В конце письма Рината Алиева сообщает, что в случае его внезапной смерти нужно винить «вышеуказанных лиц».
Жена Рината Алиева, Назерке Алиева, говорит, что 30 ноября ее мужа забрали из изолятора временного содержания в Семее в следственный изолятор в Усть-Каменогорске по неизвестной причине. Алиева говорит: из-за того, что она не может оставить малолетних детей дома, не в состоянии навестить мужа в тюрьме.
Его адвокат пока не ответил на звонок Азаттыка.
В свою очередь, Жибек Алиева, жена 36-летнего Чингиза Альпиева, который также держит голодовку, говорит, что смогла зайти к нему 1 декабря и увидела, что его рот зашит. По ее словам, муж с каждым днем выглядит всё более исхудалым.
«Их [Чингиза Альпиева и Рината Алиева] терпение лопнуло. Уже 11 месяцев сидят в заключении. Мы обращались во все органы непрерывно. Ко всем правозащитникам. Просили помощи и у Европарламента. Говорили о беспределе, беззаконии и грубых нарушениях. Но всегда получали ответ о том, что это «не входит в их компетенцию». Этому нет конца и края», — говорит Жибек Алиева в разговоре с Азаттыком.
В письме, опубликованном Торегожиной, написано, что Чингиз Альпиев 29 ноября зашил себе рот, причиной этому называют «ряд незаконных действий как со стороны прокуроров, судей и в том числе работников КНБ».
«На протяжении почти 11 месяцев меня удерживают под стражей без оснований на это. Ряд жалоб, отправленных мною и моей защитой, не находит отклика. Хотя в течение всего срока нахождения меня здесь следствием была допущена масса ошибок», — говорится в письме.
2 декабря Азаттык обратился за комментариями о Чингизе Альпиеве в департамент полиции города Семея, к которому относится изолятор временного содержания, в котором находится Альпиев и до 30 ноября находился Алиев. Ответа получить не удалось. Прокуратура города Усть-Каменогорска пообещала предоставить информацию о Ринате Алиеве, но к выходу этого материала ответ не предоставлен.
В пресс-службе КНБ попросили корреспондента Азаттыка обратиться с письменным запросом.
В конце ноября суд в Семее приговорил к году одному месяцу условного срока местного активиста Мухита Тугельбаева, задержанного в начале января и обвиненного в участии в «массовых беспорядках» и призывах к ним. Ранее Мухит Тугельбаев рассказывал Азаттыку, что пытался охранять акимат от погромов, среди доказательств — зафиксированный звонок в полицию, у которой он спросил об алгоритме действий на случай пожара в акимате, а затем попросил приехать для охраны здания. Ему отказали и повесили трубку.
Радио Азаттык
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.