Свыше четырех месяцев находится под арестом по январским событиям алматинец Адлет Мусин. Никаких следственных действий по нему не ведется, но зато был избит в СИЗО.
Алматинец Адлет Мусин был задержан и помещен в следственный изолятор по Январским событиям только 1 июля этого года. Как и многие он был на площади с 4 на 5 января (и как говорят его родители, провел там всего 15 минут). Там же познакомился с неким Турсуновым. Последний попросил нового знакомого подбросить его до гостиницы «Казахстан», где на тот момент, как потом выяснилось, находился штаб Армана Джумагельдиева (Дикого Армана).
После своего задержания Турсунов во время допроса среди прочих фамилий назвал Мусина, так что следствие посчитало, что молодой человек, бывший спортсмен, может быть тоже замешан.
Однако удивляет, что после задержания Адлета Мусина до 15 сентября вообще никаких следственных действий не проводилось. Помимо того, что следователь вместе с прокурором настаивали на процессуальном соглашении, чтобы не обременять себя поиском доказательств. Поскольку с самим Адлетом ничего не получалось, стали давить на его родных: следователь вытаскивал «на разговор» отца Адлета, чтобы тот подействовал на своего сына. Тоже не получилось.
Бахыт Искакова, мать Адлета, говорит, что следствие также пыталось зайти с другого бока – на прогулках в СИЗО к Адлету подходили уже осужденные, и также «настаивали», чтобы парень пошел на сотрудничество со следствием.
Однако высшей точкой стало 20 сентября: в камеру Адлета зашли несколько сотрудников следственного изолятора без жетонов. На это Мусин сделал замечание, и поплатился.
– Его, полураздетого спустили в подвальное помещение, и там в течение нескольких часов избивали и пытались душить, – сообщила адвокат Елена Жигаленок, привлеченная Коалицией НПО Казахстана против пыток.
На счастье Адлета оперативно сработал «тюремный телеграф» и кто-то уведомил его адвоката по основному делу. Та сообщила родителям. Вызвали полицейских, которые смогли попасть в закрытое учреждение и взять заявление. Правда, освидетельствования удалось добиться через «не хочу» и только к вечеру следующего дня.
Зато сразу отреагировал начальник учреждения, обеспечивший «безопасность» пострадавшего тем, что на три дня запер его в карце; других помещений в СИЗО не нашлось.
Прошло уже два месяца, но никакого процессуального решения не принято. Разве что прокуратура, совершив круговорот, направила жалобу в управление собственной безопасности КУИС.
Как прошла встреча дополняет Бахыт Икакова.
– После жалобы к нему пришел господин Наметов из службы собственной безопасности КУИС, без адвоката. Под самый конец, отключив свой микрофон, сказал: ах, ты еще на меня собираешься писать, вот пришла тебе хана.
Тем не менее жалоба на избиение принесла некоторые плоды. И адвокату по основному делу Мусина прислали не совсем обычный ответ: за нарушение служебной дисциплины сотрудникам СИЗО объявлен выговор. Но за что? С этим адвоката ознакомить не решились.
– То есть лиц этих нашли, их наказали в дисциплинарном порядке, но как такового правонарушения служба собственной безопасности не увидела, – недоумевает Елена Жигаленок.
В настоящее время требования защиты и родителей Мусина несколько разошлись.
Если Елена Жигаленок, как минимум, намерена добиться от городской прокуратуры регистрации уголовного дела по пыткам и передачи его в Антикоррупционную службу, то родители Адлета видят возможность хоть чего-то добиться на приеме в Генеральной прокуратуре, «чтобы донеси до них, какой беспределе в следственном изоляторе города Алматы».
Между тем Адлету Мусину следственный суд постоянно продляет арест, и как повернется следствие тоже непонятно. Если под общую гребенку, как «участника беспорядков», то окажется под амнистией, но если попытаются сделать подручным Дикого Армана, тогда все будет действительно плохо.
КМБПЧ сайт
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.