13 сентября, г.Алматы, За последние дни мне дважды передавали «приветы» — не напрямую, а через «парламентёров». Знакомый человек сказал, что со мной якобы хочет встретиться крупный чиновник из Акорды. Я спросил: «Для частной беседы или для интервью?» — «Для частной» — «Передай мои извинения, но у журналиста и чиновника его уровня, по моему мнению, не может быть общих тем для кулуарных встреч». Дошёл до адресата мой отказ или нет – не знаю, не интересовался.
Возможно, дошёл. Потому что в четверг вызвал на встречу давний друг. Рассказал, что к нему на работу приезжал представительный и подчёркнуто вежливый мужчина. Он представился только именем (думаю, оно не имеет значения), а на вопрос «откуда вы?» назвался «силовиком». Просил передать мне просьбу – на два месяца воздержаться от критики президента. В качестве компенсации за неудобства в период воздержания «силовик» на словах пообещал сумму с пятью нулями. Я аж ахнул: «В тенге?» Друг скривил козью морду, давая понять, какой я идиот. С моим ответом задержки не было: «Если ещё раз придёт или позвонит, — сказал я другу, — передай благодарность за такое пристальное внимание к каналу Гиперборей и моей скромной персоне, какого она, моя персона, безусловно, не заслуживает. А что касается суммы, то я не могу принять столь щедрый донат».
У такого журналиста-одиночки, как я, есть единственное средство самообороны – огласка. Поэтому и публикую этот пост.
Если учесть вчерашний визит полиции к Динаре Егеубаевой Dinara Yegeubayeva и сегодняшний её вызов в Медеуский РОВД (в 15.00 она устраивает летучую пресс-конференцию у входа в РОВД перед тем, как туда зайти), а также аналогичное моему предложение известному общественному деятелю «не активничать» в ближайшие месяцы (он попросил не оглашать его имя), то складывается картинка, подобная той, какая всегда бывает перед выборами. При Назарбаеве сто раз так было.
Предполагаю, что сам президент не в курсе этих движняков, не говоря о том, чтобы он сам давал такое поручение. Наверняка в Акорде перестраховываются те, кто отвечает за проведение выборов без эксцессов, и не понимают, как они своего шефа этим дискредитируют: типа он опасается двух журналистов-недобитков.
Расширение территории свободы слова – едва ли не единственное ощутимое изменение в Казахстане, которое я реально почувствовал в этом году. Причём давно заметил, что власти лучше всего удаются те реформы, где ей ничего не надо делать – только не мешать субъектам реформирования и не лезть к ним с умными советами.
Но свобода слова вырвалась вперёд по сравнению с другими сферами политической жизни – регистрацией новых партий (там всем выписывали стоп), проведением митингов (их согласовывали очень избирательно), появлением новых политзаключённых (Мамай в СИЗО с февраля). Видимо, сейчас между этими сферами решили наладить корреляцию и баланс.
Между тем, главным соперником на выборах у Токаева будут не журналисты и даже не другие кандидаты, а состояние экономики. Ей и посвящён сегодняшний выпуск ютуб-канала Гиперборей. Вы увидите и услышите политэкономиста Рахимбек Абдрахманов, выступившего с презентацией исследования «ЕАЭС: уходить нельзя остаться». А название нашего ролика — «В Казахстане 15 млн бедных и 6000 долларовых миллионеров». Смотрите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Ym0vnVu_FSA
***
Утром пошёл в магаз за хлебом.
— Дайте вон тот подовый, — прошу продавщицу.
— «Президентский»?
— Не, тогда лучше батон.
Жена дома говорит: «А я и масло «Президент» беру, и сырки, и сметану». Надо же – в политике вообще не разбирается, а какая подкованная.
Вадим Борейко
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.