Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Правозащитный четверг в пресс-центре КМБПЧ и в Медеуском райсуде

Начало суда над Искандером Еримбетовым в Алматы, суды в Бишкек над Муратбеком Тунгышбаевым и общая ситуация с правами человека в Казахстане – об этом говорили в пресс-центре КМБПЧ. В этот же день в Медеуском районном суде начался процесс по делу Еримбетова, на который большинство наблюдателей и сочувствующих не попали.

Начало суда над Искандером Еримбетовым, суды в Кыргызстане над Муратбеком Тунгышбаевым по вопросу о его экстрадиции в Казахстан и в целом ситуация с нарушениями прав человека в Казахстане – таковы были темы пресс-конференции американского адвоката Джареда Генсера и казахстанских правозащитников Евгения Жовтиса и Бахытжан Торегожиной, а затем и общей встречи с представителями правозащитных НПО и гражданскими активистами. А во второй половине дня в Медеуском районном суде № 2 города Алматы начался судебный процесс, на который смогли попасть лишь некоторые наблюдатели и журналисты, а остальные вместе с группой сторонников Еримбетова так и не были допущены в зал суда.

«Принятие казахстанского аналога списка Магнитского вполне возможно»

Открывая пресс-конференцию в пресс-центре нашего Бюро, директор КМБПЧ Евгений Жовтис представил журналистам американского правозащитника Джареда Генсера, главу американской юридической фирмы Perseus Strategies, ранее уже выступавшего адвокатом по делам политических заключенных в разных странах.

Джаред Генсер начал своё выступление с констатации общего неблагополучия в области соблюдения прав человека в Казахстане как «стране, управляемой одним человеком уже 27 лет подряд». За все эти годы, отметил Генсер, ни одни проведенные в Казахстане президентские и парламентские выборы не были признаны независимыми наблюдателями как справедливые и конкурентные, судебная система не является независимой, а основной массив СМИ контролируется государством.

Американским правозащитникам известно о политически мотивированных судебных процессах в Казахстане последних лет, включая и прямо связанные с расправами над людьми, как-либо связанными с находящимся в эмиграции банкиром и оппозиционером Мухтаром Аблязовым. Ранее Астана пыталась добиться выдачи его из Франции, что стоило ему трёх лет экстрадиционного ареста, но в итоге завершилось его освобождением и предоставлением ему легального статуса в этой стране. Теперь казахстанские власти пытаются заполучить в свои руки эмигрировавшего ранее из Казахстана оппозиционного блогера Муратбека Тунгышбаева, которого считают представителем Аблязова в Кыргызстане.

Непосредственно же в Казахстане главной жертвой этой политики оказался предприниматель Искандер Еримбетов, от которого казахстанские власти пытались добиться содействия в деле возвращения в страну его сестры Боты Джардемали,  когда-то давно работавшей на Аблязова как финансист. В ходе пребывания в СИЗО Искандер Еримбетов подвергался жестокому обращению и пыткам. В связи с этим американский адвокат и правозащитник Джаред Генсер высказал мысль о возможности принятия казахстанского аналога списка Магнитского, в который могут быть включены казахстанские чиновники, причастные к пыткам арестованных.

Одними из первых кандидатов на включение в такой список могут быть главы Министерства внутренних дел и Агентства по противодействию с коррупцией, чьи подчинённые возбуждают уголовные дела против «людей Аблязова» и ведут следствие по ним, а также руководители Генеральной прокуратуры, сотрудники которой игнорируют заявления о пытках и покрывают виновных силовиков.

Джаред Генсер напомнил о том, что в январе этого года представляемая им организация Perseus Strategies заявила о том, что берётся защищать Искандера Еримбетова. Как только стала известна дата начала суда над ним, Генсер обратился к властям Казахстана с просьбой допустить его на процесс как защитника, а для начала предоставить ему свидание с обвиняемым.

Также Джаред Генсер заявил, что прибыл в Казахстан для установления диалога с представителями казахстанской властей, однако добиться встречи с министром внутренних дел Казахстана Калмуханбетом Касымовым ему пока не удалось.

На прошедшей после пресс-конференции рабочей встрече Джареда Генсера с представителями казахстанских правозащитных НПО и гражданскими активистами  прозвучали выступления Бахытжан Торегожиной (ОФ «Ар.Рух.Хак») и Галым Агелеуова (ОФ Liberty), Виктории Тюленевой (представительство FreedomHouseв Казахстане), юриста Ерлана Калиева и бывшего политзаключённого Владимира Козлова, а также целого ряда граждан из Алматы и регионов, подвергшихся давлению со стороны полиции за свою гражданскую активность и не нашедших справедливости в судах.

Обстановка на процессе оказалась приближена к боевой

Начало первого судебного заседания в Медеуском районном суде № 2 было назначено на 15:00. К этому часу сторонники подсудимого Еримбетова приурочили молчаливую акцию в его поддержку перед зданием суда, выстроившись на крыльце бывшего Дома демократии в белых футболках без какого-либо текста на них. Отсутствие текста на майках было ответом на незаконное изъятие полицейскими у родителей Искандера заказанной ими в одной из швейных фирм партии маек с его портретом.

В результате акция получилась ещё более острой – в духе знаменитого фильма «Дом, который построил свифт», в котором один персонаж рассказывал другому о нашумевших на всю Ирландию проповедях Джонатана Свифта как настоятеля дублинского собора Святого Патрика: декан выходит на кафедру – и молчит, а его прихожанам всё становится понятно без слов.

В здание суда людей в белых майках, а заодно и большинство наблюдателей и журналистов не пустили дальше проходного тамбура, на которой полицейские охранники два часа подряд отталкивали всех нас от проходной рамки со словами о том, что суд ещё не начался, а потом столь же невозмутимо сообщая, что суд уже начался и в зале нет мест.

В самом же судебном зале, действительно очень маленьком, председательствующий судья Такен Шакенов начал главное судебное разбирательство вопреки протестам адвокатов, ходатайствовавших о проведении процесса в большом зале и допуске в него всех желающих, поскольку по закону процесс является открытым. Формально судья удовлетворил это ходатайство защиты, но на деле оно не было  выполнено, взамен этого секретарь суда уже в конце заседания передала через судебного пристава обещание насчёт организации видеотрансляции из зала суда на следующем заседании.

Насколько можно было понять из зачитанного в начале судебного заседания обвинительного акта, Искандер Еримбетов обвиняется уже не в отмывании преступных денег Аблязова, как на предварительном следствии, а всего лишь в 

сокрытии факта владения «сомнительными активами» через оформление в офшорах на «подставных иностранных граждан» компании, которая занималась авиаперевозками. Сам Еримбетов эти обвинения отвергает.

Государственное обвинение на процессе представляют прокуроры Тимур Шамои и Еркин Баймагамбетов, хорошо знакомый нам по прошлогоднему суду над Жанболатом Мамаем в этом же суде.

Обвиняемыми по делу проходят также работавшие с Еримбетовым менеджеры Михаил Зоров, Дмитрий Пестов и Василина Соколенко, находящиеся под домашним арестом. Защиту подсудимых осуществляют адвокаты Жанара Балгабаева, Серик Айтбаев и Игорь Лифшиц, а также родители Гайни и Мырзахан Еримбетовы и жена Мадина Еримбетова.

В начале судебного заседания адвокаты Еримбетова заявили ходатайство об изменении ему меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест или подписку о невыезде. Это ходатайство судья отверг , после чего адвокаты заявили отвод судье Шакенову. Когда же он покинул зал заседания для вызова другого судьи или председателя суда, немногие из пробившихся ранее в судебный зал журналисты обратились к находившемуся в стеклянном «стакане» Еримбетову с вопросами о его самочувствии после полугода пребывания под следствием.

Отвечая журналистам, Еримбетов заявил, что подвергался в СИЗО пыткам и избиениям. Он добавив, что считает своё дело политически мотивированным. В этот момент конвойные без распоряжения судьи (тот, как мы уже упоминали, в это время отсутствовал в зале) попытались вывести подсудимого из зала, чтобы прекратить его общение с репортёрами, однако под градом возмущённых возгласов присутствовавших в зале людей отступились.

Следующие судебное заседание назначено на 20 июня.

Поделись, чтобы люди узнали:
.