Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Восстановление справедливости по-токаевски: «популизм» и «старые методы Назарбаева»

 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев проблему «социального неравенства» между богатыми и бедными в стране намерен решить за счет фонда «Қазақстан халқына», созданного после январских событий. Фонд называет себя благотворительным и туда «по поручению Токаева» переводят деньги местные богачи. На эти деньги уже претендуют 20 тысяч человек, которые отправили свои заявки в правление. Что это — откуп за продолжение бизнеса, дешевая игра на настроениях населения или жажда наживы?

Ерлик Балфанбаев, состояние которого казахстанский журнал Forbes оценивает в 125 миллионов долларов, является одним из 50 богатейших людей страны. Он стал первым предпринимателем, который публично воздержался вносить деньги в благотворительный фонд, созданный Токаевым.

Президент холдинга Alina Group 8 февраля написал на своем официальном сайте, что не будет перечислять деньги в фонд «Қазақстан халқына» в связи «со сложным текущим состоянием компании». Предприниматель указывает еще одну из причин такого решения.

«Опыт существования подобных инициатив, я уверен, у многих вызывает опасения, что выделяемые средства не дойдут до тех людей, которым они нужны. К сожалению, из тех же СМИ мы узнаем истории «распилов» и воровства, вымощенных благими намерениями. Я думаю, что к моменту, когда у Фонда «Қазақстан халқына» появится больше конкретики в структуре, персоналиях и прозрачности контроля использования средств, мы сможем восстановиться и рассмотреть финансовое участие», — написал Балфанбаев.

Это сообщение сильно выделилось на фоне того, когда другие богачи из списка Forbes молча перечисляли в фонд миллиарды тенге.

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФОНД?

При бывшем президенте Нурсултане Назарбаеве, который руководил Казахстаном около 30 лет, его родственники и приближённые стали самыми влиятельными и богатыми людьми в стране. Его брат, дочери и зятья публично и тайно разбогатели в сферах строительства, поставки сырья, торговли, транспорта, банковского дела и прочих. Некоторые из них занимали руководящие должности на государственной службе и возглавляли национальные компании. Эксперты в своих исследованиях о Казахстане охарактеризовали существующую в стране систему как «клептократию».

В начале января десятки тысяч человек по всему Казахстану вышли на антиправительственные протесты против роста цен. Протесты обернулись беспорядками. По официальным данным, в результате беспорядков погибли 227 человек. Токаев, выступая на заседании парламента 11 января, заявил, что беспорядки спровоцировало вопиющее социальное неравенство среди казахстанцев.

— Благодаря первому президенту — елбасы (титул бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, закрепленный в Конституции. — Ред.) в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам, — сказал президент.

Ссылаясь на зарубежных экспертов, президент сообщил, что «половина богатств Казахстана находится в руках 162 человек, а доходы половины населения не превышает 50 тысяч тенге (около 120 долларов. — Ред.)».

— На такие деньги практически прожить невозможно. Ситуацию надо срочно менять, — сказал Токаев.

«ФОНД С ДЫРЯВЫМ ДНОМ»

Таким образом, по инициативе Токаева, который заявил, что «пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе», был создал фонд «Қазақстан халқына». Деньги из фонда, как сказал президент, будут направлены на решение конкретных вопросов в области здравоохранения, образования и социальной поддержки. Будет помогать лечить больных детей, строить спортивные сооружения для детей, помогать одаренным детям. 13 февраля Токаев заявил, что фонд также окажет финансовую помощь семьям погибших в результате январских беспорядков. Фонд возглавляет бывший министр финансов Болат Жамишев. В попечительский совет фонда входит 12 человек.

По состоянию на 16 февраля крупнейший взнос в фонд внесла компания Eurasian Resources Group (ERG) — 30 миллиардов тенге. Компанию основали бизнесмены, близкие к бывшему президенту Назарбаеву, — Александр Машкевич, Патох Шодиев и покойный Алиджан Ибрагимов. Среди тех, кто перевел деньги, значатся брат Назарбаева Болат Назарбаев, его племянник Кайрат Сатыбалды, сват Кайрат Боранбаев и близкий соратник экс-президента Болат Утемуратов. Банки и компании, предположительно принадлежащие дочерям и зятьям экс-президента, также перечисляли деньги в фонд. Открыто не говорится, как разбогатели родственники и приближенные Назарбаева. Члены семьи Назарбаева владеют дорогими дворцами за границей и хранят свои деньги на офшорных счетах. Тем временем предприниматели, приближённые к Назарбаеву, получают доступ к природным и другим ресурсам страны и богатеют.

«На мой взгляд, этот фонд создан только для того, чтобы публично легализовать богатство, накопленное богачами при прежнем режиме. Каким бы большим ни был фонд, он поможет решить только половину проблем, существующих в обществе, — сказал в интервью бизнесмен Маргулан Сейсембай. — Ни один фонд не спасет людей от проблем, которые государство не может решить уже много лет. Вместо того чтобы создавать такие фонды с дырявым дном, важно навести порядок в государстве и бюджете. И всё это будет возможно только путем политических реформ. Другого пути нет».

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ» ТОКАЕВА

Идея создания фонда возникла у Токаева в период кризиса в Казахстане. По официальным данным, больше половины республиканского бюджета расходуется на социальные вопросы. В 2021 году дефицит бюджета составит около триллиона тенге. В прошлом году из национального фонда, который власти называют «финансовой подушкой безопасности» страны, было изъято 4,5 триллиона тенге. Деньги пошли на выплату пенсий и покрытие дефицита бюджета. В прошлом году инфляция достигла пятилетнего максимума, и люди столкнулись с неуправляемым ростом цен.

Казахстанцы уже начали обращаться за помощью в фонд «Қазақстан халқына». Прием заявок объявили 4 февраля. С тех пор, по состоянию на 16 февраля, в фонд обратилось более 23 тысяч человек. Фонд рассмотрел 15 процентов заявок, но еще никому не помог. Заявки рассматриваются экспертной комиссией. По данным пресс-службы, люди обращаются в связи с проблемами со здоровьем, жилищными проблемами и получением образования.

«Есть люди, которые просят финансовую помощь, просят помочь с проведением свадеб», — говорит представитель фонда Алибек Абдилов. Но фонд такие запросы отклоняет сразу.

Из сказанного Токаевым сложно понять, взносы в фонд будут вноситься добровольно или всё же по принуждению Акорды. Например, в своем первом заявлении о фонде президент сказал, что ожидает от крупного бизнеса переводов «в больших размерах и на регулярной основе». Позднее, на съезде партии «Нур Отан» 28 января, Токаев заявил, что «некоторые заметные в бизнесе персоны, которые являются частью олигополии и даже ее олицетворением, не спешат участвовать в благотворительной акции, инициированной главой государства».

— Это что — жадность, нигилизм, разгильдяйство или пренебрежение? Во всяком случае, у государства имеется весь набор полномочий, чтобы получить полный ответ на этот вопрос, — сказал президент.

На этой встрече Токаев сообщил, что есть планы издать специальное постановление, регламентирующее процесс перечисления крупным бизнесом денег на благотворительность. На заседании правительства 8 февраля Токаев высказался немного иначе. «Это не принудиловка, а шанс состоявшимся, прибыльным компаниям и гражданам пожертвовать средства на благородные общенациональные цели», — сказал он.

Даже если Токаев и заставляет состоятельных людей перечислять деньги в фонд, похоже, в Казахстане у него много сторонников. Многие комментируют новости о том, как бизнесмены, особенно близкие родственники Назарбаева, переводят деньги в фонд «Қазақстан халқына», призывая Токаева к «смелым шагам». «Нам эти подачки не нужны, нужно сажать этих воров и конфисковывать всё наворованное», «Правильно! Отобрать всё, это деньги простого народа, забрать и вернуть в казну», писали пользователи.

По мнению политолога Димаша Альжанова, Токаев намеренно принимает столь популярные решения.

— Обладая всей властью и возможностью оказывать давление на бизнес, Токаев использует эти рычаги, чтобы использовать частные средства для политических целей. А именно — через социальные проекты снизить уровень протеста в обществе. Такой формат взаимодействия бизнеса и государства пагубный. Он даёт сигнал, что в стране ничего не поменялось. Как мы видим, вместо того чтобы создать цивилизованные правила и среду, где бизнес исправно платит налоги, а государство через избираемые местные органы власти эффективно их тратит на социальные программы, Токаев решил пойти путём популизма и административного давления. Это методы Назарбаева, — говорит он.

«ПРИ ВСЕЙ БЛАГОСТИ НАМЕРЕНИЙ…»

По мнению экономиста Айман Турсынкан, за истекшие 30 лет была тщательно выстроена система для стягивания всего благосостояния в конкретные карманы клептократов и выведены в юрисдикции, где им не страшна реквизиция или полная конфискация.

— Неминуемо накопился внешний долг в 164 миллиарда долларов и внутренний долг в 34 триллиона тенге. Произошел катастрофичный в масштабах всей страны демонтаж социальных гарантий — отказано в доступе к образованию, а значит, квалифицированному рынку труда, и, как неминуемое следствие, произошли за три поколения обнищание и маргинализация более трети трудоспособного населения страны, а прочие две трети ввергнуты в бесконечное долговое рабство на два поколения вперед. Старики остались без пенсионного попечения, матери и дети без медицинской помощи, молодежь без перспектив, — говорит экономист.

Турсынкан говорит, что «сбор в добровольно-принудительном порядке средств с бизнеса, в первую очередь олигархата, всё же при всей благости намерения неэффективен». «Социальное неравенство нужно сокращать через справедливое перераспределение ресурсов», — считает она.

— Изъять деньги у олигархата можно и нужно было путем проверки чистоты происхождения капитала, тотальной проверки налогов и предоставлением выбора беглому капиталу: плати регрессным методом все налоги, от которых уклонился, в республиканский бюджет до 40 процентов от суммы активов и спи спокойно; обеспечительный арест по досудебным расследованиям 100 процентов всех активов, не доказавших чистоту происхождения, и конфискация в госсобственность, то есть в Нацфонд. В этом случае в госбюджет поступления составили бы не менее 50–70 миллиардов долларов США в течение трех лет массовых расследований. Фонд «Қазақстан халқына» не решение проблемы социального неравенства, а прикрытие реальных необходимых действий по реституции или виндикации [восстановлению нарушенных прав], — говорит она.

На сегодня в фонд «Қазақстан халқына» поступило более 120 миллиардов тенге

Аян Калмурат  радио Азаттык

https://rus.azattyq.org/a/31715559.html

Поделись, чтобы люди узнали:
.