Первый месяц нового года начался в Казахстане массовыми протестными митингами 2-4 января и массовыми же беспорядками 5-7 января, которые были или оказались составной частью то ли попытки государственного переворота внутри правящей верхушки (наиболее вероятно), то ли террористической атаки со стороны неких внешних сил (не столь вероятно, но полностью исключать не следует). Ещё одной составляющей январских событий были массовые грабежи и мародёрство. В связи с этим приходится говорить не о двух, а о трёх или даже четырёх противоборствующих сторонах, участвовавших в конфликте, из которых первая (мирные и политически мотивированные демонстранты) вызывают у нас законное сочувствие, а три других – столь же законное неприятие. Только вот как отличить одних от других, в том числе и среди 227 погибших? –очень важный вопрос для нас как правозащитников и наверное для всех непредвзятых наблюдателей.
Отдельной темой январских событий являются действия казахстанских властей во время и после оных. Здесь главная проблема также состоит в различении (1) разумных и более-менее соразмерных действий силовых структур по пресечению преступных действий вооруженных путчистов-террористов и бандитов-мародёров и (2) неразумных и несоразмерных действий по разгону мирных демонстрации, когда они ещё были мирными. То же самое относится и к работе правоохранительных органов и судов после завершения горячей фазы тех событий: остро необходимо объективное расследование реальных преступных действий с установлением реальной вины и степени виновности подозреваемых, но категорически недопустимы фабрикация обвинений, пытки и жестокое обращение с задержанными и арестованными.
Правозащитники в январе: мониторинг, документирование, правовая помощь
В контексте всего вышесказанного казахстанские правозащитники считали своим долгом непосредственно в дни событий первой декады января вести мониторинг всего происходящего на улицах и площадях казахстанских городов. А после восстановления порядка мы видим свою правозащитную миссию в документировании всех становящихся известными нам нарушений прав граждан со стороны государства, каковые факты мы предаём гласности и по мере наших скромных сил добиваемся прекращения незаконных и антигуманных действий и недопущения их впредь.
Именно эти задачи осуществляли сотрудники нашего Бюро по правам человека совместно с другими правозащитными организациями и гражданскими активистами в горячие дни начала января и продолжают осуществлять после её завершения. На этом пути нам то и дело приходится слышать антиподные упрёки: с одной стороны – в стремлении оправдать «бесчинства улицы», с другой же – в стремлении оправдать «зверства карателей». Впрочем, правозащитникам вообще не привыкать находиться под двусторонним обстрелом, и хорошо если только словесным.
В то же время следует отметить большой спрос на информацию о событиях и оценочные суждения о них, исходящие от ведущих казахстанских правозащитников сначала в горячие дни, а затем и в постсобытийный период. Согласно подсчёту директора нашего бюро Евгения Жовтиса, в те дни к нему обратились за комментариями не менее 20 журналистов зарубежных СМИ, не считая постоянной связи с международными правозащитными организациями. Ответы и комментарии Жовтиса выходили в эфир на сайтах мировых и российских СМИ, а ведущие ежедневных информационно-аналитических выпусков телеканала «Дождь» регулярно выводили в свой эфир наших ближайших партнёров Галыма Агелеуова (ОФ «Либерти») и Бахытжан Торегожину (ОО «Ар.Рух.Хак»).
Именно Галым и Бахытжан первыми начали работу по собиранию и проверке сведений обо всех убитых и раненных, пропавших без вести и задержанных, установлению местонахождения последних и составлению общего списка пострадавших, в чём их с самого начала поддерживало наше Бюро. Со своей же стороны КМБПЧ организовало и оснастило телефонными аппаратами и номерами 17 колл-центров во всех областных и республиканских городах, куда люди могли бы звонить и сообщать о задержаниях своих близких, о вынесении судами решений по следственным арестам задержанных и об их положении в местах содержания под стражей. За каждым из колл-центров закреплён юрист или волонтёр, который ответит на любой такой звонок, запишет личные данные звонящего и того человека, о котором сообщают, а также даст необходимые советы о том, куда обращаться дальше.
Объединяя усилия в новых альянсах и фондах
Сотрудники нашего Бюро, особенно его региональных филиалов, входящие в состав Общественных наблюдательных комиссий и органов Национального превентивного механизма по предотвращению пыток активно включились в работу по посещению мест заключения и опросу находящихся там людей, как только власти открыли 14 января доступ в эти учреждения для членов ОНК и НПМ. За вторую половину января осуществлено несколько десятков таких посещений, а в начале февраля эта работа будет продолжена.
В тот же день 14.01 двенадцать правозащитных организаций, включая наше Бюро и три коалиции, объявили о создании Правозащитного альянса в поддержку фундаментальных прав. Главной целью создания альянса заявлено содействие объективному и беспристрастному выяснению хронологии и хода протестов, анализу действий различных групп демонстрантов и силовых органов, недопущению пыток и жестокого обращения, соблюдению фундаментальных прав граждан в ходе досудебного расследования и судебных процессов.
А уже 30 января группа известных бизнесменов и деятелей культуры объявили о создании общественного фонда «Кантар», целью которого будет содействие, прежде всего финансовое, привлечению профессиональных адвокатов для судебной защиты тех арестованных, в отношении которых есть сомнения в обоснованности предъявленных им обвинений. Учредителями фонда стали несколько очень известных прежде, но в последние годы нигде не выступавших публично деятелей, а именно Булат Абилов и Ораз Жандосов, Асылбек Кожахметов и Арманжан Байтасов. Правозащитное сообщество в составе учредителей фонда «Кантар» будет представлять Евгений Жовтис.
В то же время руководство нашей общественной организации активно контактирует с аппаратом уполномоченного по правам человека РК, Генеральной прокуратурой РК и другими государственными органами, добиваясь от них реальных действий по контролю за соблюдением законности при расследовании уголовных дел, возбужденных после январских событий.
Из года 2021-го в 2022-й: правовая жизнь продолжается
Отдельной темой данного обзора следует выделить информацию о работе нашего Бюро, не связанной с трагическими событиями начала января, а продолжающей ряд проектов в сфере сотрудничества с госорганами, начатых ещё в прошлом году или ранее – в этой сфере тоже есть о чём рассказать.
19 января заместитель директора КМБПЧ Денис Дживага участвовал в рабочей встрече с представителями Министерства труда и социальной защиты РК и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Темой встречи было завершение по итогам 2021 года передачи ряда функций по работе с беженцами и трудовыми мигрантами из МВД в Минтруда.
А 28 января он же принял участие в международном круглом столе по вопросам борьбы с торговлей людьми в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Организатором мероприятия была Академия правоохранительных органов при Генпрокуратуре РК. Также нашего сотрудника пригласили прочесть в академии лекцию на тему сокращения числа находящихся в Казахстане лиц без гражданства путём принятия их в гражданство РК либо восстановления их прежнего гражданства.
Андрей СВИРИДОВ, журналист-обозреватель КМБПЧ
https://bureau.kz/novosti/pravozashhitnyj-obzor-za-yanvar-2022/
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.