С 2 января 2022 года в Жанаозене и селах Мангистауской области казахстанцы протестуют против повышения цен на сжиженный газ. На западе страны им заправляют автомашины. В прошлом году литр автогаза стоил 50–60 тенге, в этом году цена резко подскочила на заправках — до 120 тенге. В соцсетях эксперты рынка, политологи, журналисты и потребители уже высказались по теме, обвинив по большей части правительство страны в неумелом руководстве.
Эксперт рынка, профессиональный энергетик Асет Наурызбаев объясняет, как работает рыночное ценообразование на рынке сжиженного газа. 2 января в министерстве энергетики, в частности, заявляли, что с 1 января 2022 года торги сжиженным газом на 100 процентов проводятся через товарные биржи.
«Знаете, как работает торговая площадка? На казахстанском рынке в момент открытия торгов брокеры стучат по клавише Enter, чтобы успеть купить первый лот по максимальной цене, разрешённой правилами. После чего торги закрываются до следующего раза. Газ забирают самые ловкие пальцы. Проще было случайным образом раздавать лоты между покупателями, — написал на своей странице в соцсети Facebook Асет Наурызбаев. — Что касается цены, ее задрали вверх слишком маленькие квоты, выделяемые на внутренний рынок. Расчетом квот занимается, само собой, министерство энергетики (а кто ещё у нас может так неудачно работать?). Удивляет молчание ассоциации — нормальные рыночные игроки давно съели бы такое министерство с потрохами».
Журналист Вадим Борейко считает, что «эту страну идиоты погубят раньше, чем коррупция», и удивляется ответам Минэнерго.
«Министерство энергетики во второй половине воскресенья выпустило пресс-релиз, где объяснило рост цен тем, что производители сжиженного газа перешли на его продажу через электронные торги. Видимо, министр энергетики Магзум Мирзагалиев решил, что это всё объясняет. Что люди прочитают его комментарий, уважительно зацокают языками: «А-а, электронные торги! Ну, так бы сразу и сказали». И разойдутся по домам. Но они почему-то не расходились», — написал журналист на своей странице в Facebook’е.
Финансовый аналитик Андрей Чеботарёв написал, что в Казахстане самая низкая цена на сжиженный газ в регионе, и приложил иллюстрацию. Он считает, что газ «будет только дорожать».
«Ситуация схожая с бензином — рынок слишком долго сдерживали. С 1 января 2022 года 100 % торгов сжиженным нефтяным газом проходит через товарные биржи. В условиях биржевой торговли требовать вернуть цену в 60 тенге за литр по меньшей мере странно (на самом деле глупо)», — написал автора telegram-канала @FINANCEkaz, напомнив, что Казахстан живет «в условиях рыночной экономики, в рамках которой никакое регулирование цен, тем более на биржевой товар — невозможно».
После новости о том, что правительство снизит цены на газ, автор канала выразил недоумение тем, что правительство «сдалось».
«За чей счёт будет снижена цена, если рост стоимости произошёл на бирже. Видимо, за дешевый газ для митингующих расплатятся остальные», — предположил финансовый аналитик.
Политолог Досым Сатпаев обращает внимание на то, что резкое повышение цен на газ произошло на фоне высокой инфляции в стране, что создает дополнительный фактор давления на семейный бюджет казахстанцев. По его мнению, «в стране не только сохраняются, но и увеличиваются протестные настроения в разных сегментах казахстанского общества и могут вспыхивать конфликты разного масштаба и по разным причинам».
«Как показывает практика, социальный взрыв может произойти в любое время по любому поводу с разным составом участников, главное, чтобы для этого созрели благоприятные условия. И если взглянуть в будущее Жанаозена, то истощение нефтяных месторождений и сокращение добычи нефти к 2030 году в регионе, также может привести к новому росту безработицы, а, следовательно, и к новой волне социальной напряженности», — написал политолог.
В Мангистауской области сжиженный нефтяной газ производят на Казахском газоперерабатывающем заводе, что находится в Жанаозене. В месяц он выпускает 14,5 тысячи тонн продукции, но этот объем не покрывает даже спрос по региону, который на сегодня составляет 18 тысяч тонн. Есть опасения, что в будущем и этого не будет, так как, по данным местных властей, износ основного оборудования на заводе составляет 90 процентов.
Радио «Азаттык»
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.