8 декабря в Алматы две участницы бессрочных пикетов перед зданием консульства Китая попытались провести акцию протеста, но были задержаны и доставлены в участок.
Нурзат Ермекбай и Халида Акытхан, требующие освобождения родственников, остающихся в китайском регионе Синьцзян, были задержаны вскоре после того, как на прилегающей к зданию консульства улице развернули плакаты и потребовали освободить родных.
Мужчина, представившийся сотрудником акимата Ерболом Айымбетовым, зачитал с телефона текст предупреждения. Он заявил, что «сегодняшний митинг незаконный» и что необходимо «уведомлять» акимат за пять дней до акции. После этого заместитель начальника управления полиции Медеуского района дал распоряжение подчиненным произвести задержания. Женщины пытались сопротивляться, но полицейские посадили их в пригнанный автобус.
Полиция задержала также активиста Байболата Кунболатулы, который проводил прямой эфир в социальной сети с места акции. Кунболатулы сказал задерживавшим его сотрудникам, что «не является участником акции и находится на месте в качестве видеооператора», но полицейских это не остановило.
Спустя некоторое время находившаяся уже в автобусе Халида Акытхан пожаловалась на плохое самочувствие и потеряла сознание. Автобус с задержанными начал движение и уехал, несмотря на призывы людей вызвать скорую помощь. Все трое были доставлены в участок, где их продержали несколько часов и затем отпустили. Пока неизвестно, были ли им предъявлены какие-либо обвинения.
Люди, требующие освободить их родственников в Китае и позволить им выехать в Казахстан, выходят на протесты с февраля этого года. Они пикетируют в основном консульство Китая в Алматы, несколько раз протестовали у посольства Китая в столице. Протестующие неоднократно привлекались к административной ответственности по обвинению в «нарушении порядка проведения мирных собраний», некоторые подвергались арестам, многие были оштрафованы. По их словам, общая сумма штрафов доходит до четырех миллионов тенге (около девяти тысяч долларов). За всё время протестов китайские дипломаты к ним не вышли, в посольстве или в консульстве их не приняли.
Посол Китая в Казахстане Чжан Сяо в марте этого года заявил, что задержанные в Синьцзяне являются «гражданами Китая» и «нарушили законы Китая». Участники протестов резко осудили это заявление китайского дипломата и требовали его высылки из страны.
На выступления этнических казахов, которые требуют освободить их родственников, удерживаемых под стражей в Синьцзяне, Нур-Султан отвечает, что происходящее в Китае – внутреннее дело этой страны, а заявления членов семей, разделенных границей, рассматриваются «по дипломатическим каналам». Пекин является одним из крупных инвесторов и кредиторов Нур-Султана.
Манас Кайыртайулы
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.