24 ноября гражданские активисты Макс Бокаев и Альнур Ильяшев провели онлайн-пресс-конференцию, во время которой обсудили проект учреждения кооператива в юрисдикции на территории Европейского союза. Макс Бокаев говорит, что идея создания кооператива в иностранной юрисдикции продиктована тем, что в Казахстане граждане, открыто выражающие свое мнение, часто не имеют возможности объединяться для защиты и продвижения своих прав.
По словам активиста, потенциальный кооператив, зарегистрированный в юрисдикции Евросоюза, будет служить платформой, через которую граждане смогут отстаивать права казахстанцев и достигать общественно значимых целей. К примеру, кооператив может обратиться в органы Евросоюза с просьбой подать жалобу в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) «с целью отмены или снижения необоснованно высокого размера утилизационного сбора в Казахстане», считает Бокаев.
Альнур Ильяшев поддержал сказанное Бокаевым и добавил, что считает использование иностранной юрисдикции выходом из сложившейся ситуации.
— [Бывший президент Казахстана Нурсултан] Назарбаев и члены его семьи широко используют офшорную юрисдикцию. Мы предлагаем, так скажем, «виртуальную эмиграцию» гражданам, которым [решениями казахстанских судов] воспрещена общественная деятельность, — сказал Ильяшев, добавив, что через такую кооперацию граждане могут получить коллективно определенную экономическую выгоду. — Уже есть прецеденты, когда те или иные государства и Европейский союз ставили вопрос в рамках ВТО об отмене тех или иных сборов, в частности утилизационного сбора, который внедрялся в России.
По словам Бокаева, для создания кооператива в Германии достаточно, чтобы его учредителями выступили три человека, при этом не обязательно иметь гражданство этой страны. Первым шагом в реализации данного проекта станет направление делегации от инициативной группы в ЕС, сообщили активисты.
«Печально, что мы вынуждены прибегать к таким методам, что мы не можем здесь, в Казахстане, эти жалобы подавать и так далее, но факт остается фактом», — заключил Бокаев. Основными критериями для кандидатов в учредители кооператива он назвал наличие общественного бэкграунда и знание иностранных языков.
Несколько групп в 2019 и 2020 годах пытались создать партии, но заявили, что им не удалось провести учредительные съезды из-за чинимых властями препятствий. В качестве подтверждения Бокаев привел пример незарегистрированной партии «Алга», закрытой по суду в конце 2012 года как экстремистская организация. Владимир Козлов, бывший лидер «Алги», был выпущен из тюрьмы в 2017 году после почти пяти лет тюремного заключения и сейчас занимается общественной деятельностью, находясь за пределами Казахстана.
В июне 2020 года суд в Алматы приговорил гражданского активиста Альнура Ильяшева к трем годам ограничения свободы с привлечением к принудительному труду по сто часов ежегодно в течение всего срока. Ильяшева осудили за «распространение заведомо ложной информации», выразившееся, по версии следствия, в публикации критических постов о партии власти «Нур Отан» и ее руководстве в Facebook’e. Ильяшев через суд требует признать уголовное преследование, которому он подвергался, «политическими репрессиями».
Гражданский активист Макс Бокаев был осуждён после состоявшегося в апреле 2016 года многотысячного митинга в городе Атырау против земельной реформы по обвинениям, которые правозащитники назвали политически мотивированными. Он отбыл назначенный ему пятилетний тюремный срок полностью и освободился в начале февраля этого года. Власти установили административный надзор в отношении Бокаева, сам он считает наложенные на него ограничения (предусматривающие в том числе запрет на общественную деятельность) незаконными. Осуждённый вместе с ним Талгат Аян в апреле 2018 года досрочно вышел на свободу, ему заменили оставшийся срок ограничением свободы, которое было затем отменено в июле 2019 года.
Санияш Тойкен
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.