11 октября в Алматы огласили приговор по делу 13 гражданских активистов, обвиненных в «участии» в запрещенной организации. Четверых критиков Акорды приговорили к пяти годам лишения свободы, остальных — к ограничению свободы на сроки от года до двух лет. Все активисты отвергли обвинения.
Приговор зачитал судья Алмалинского районного суда Ернар Касымбеков. Активистов Абая Бегимбетова, Асхата Жексебаева, Кайрата Клышева и Нояна Рахимжанова он признал виновными по обеим частям статьи 405 — «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма» — и приговорил к пяти годам тюрьмы с запретом заниматься общественно-политической деятельностью с использованием социальных сетей в течение пяти лет. Такое же наказание для активистов запросил прокурор во время прений в суде. Осужденные будут отбывать наказание в колонии средней безопасности.
Суд постановил зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей: Асхату Жексебаеву — с 22 августа 2020 года, Кайрату Клышеву — с 30 августа, Абаю Бегимбетову — с 22 августа, Нояну Рахимжанову — с 29 октября. Один день содержания под стражей суд зачтет как полтора дня отбытия наказания.Активистки Диана Баймагамбетова и Даметкен Аспандиярова, признанные виновными по части 2 статьи 405 уголовного кодекса, приговорены к двум годам ограничения лишения свободы. Бакдаулет Алибеков, Гульзипа Джаукерова, Нинагуль Жуманиязова, Ермек Козиев, Марат Курбанов, Болат Смагулов, Дархан Уалиев получили по одному году ограничения свободы с трехлетним запретом на общественно-политическую деятельность.
Суд постановил зачесть Даметкен Аспандияровой в срок отбытия наказания несколько дней содержания под стражей и время нахождения под домашним арестом из расчета один день за два дня ограничения свободы. Суд постановил считать назначенное ей наказание в виде ограничения свободы отбытым и отменил меру пресечения в виде домашнего ареста. Диана Баймагамбетова выйдет из-под стражи и будет отбывать наказание условно.
За исключением Джаукеровой и Жуманиязовой, всех активистов приговорили к 100 часам принудительных работ в год. Все осужденные условно не смогут менять место жительства или выезжать за пределы города без уведомления органа пробации в течение всего назначенного срока наказания.
Судья Касымбеков огласил приговор онлайн. Связь была прервана, когда активисты начали кричать «Позор» после оглашения приговора и разъяснения его судьей.ДОВОДЫ ПРОКУРОРА, СПЕШКА СУДЬИ
Подсудимые и их адвокаты трижды выражали недоверие судье Ернару Касымбекову, который вел судебный процесс в течение трех месяцев. Они возражали против запрета судьи на вопрос «Кто такой политический заключенный?», против невозможности приобщить к делу решения Есильского районного суда столицы о запрете деятельности незарегистрированных движений «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) и «Көше партиясы», против невозможности пригласить экспертов и перепроверить улики и видеозаписи после прочтения 78-томного дела. Однако их требования не были удовлетворены, и судья продолжил рассматривать дело.
— С момента ареста ни следователь, ни прокурор, ни суд не смогли предоставить никаких документов, подтверждающих, что я экстремист. Эксперты в своем заключении используют такие неоднозначные слова, как «видимо» и «возможно». Судят без каких-либо доказательств, — заявил в суде обвиняемый Абай Бегимбетов.
В обвинительном заключении утверждается, что активисты участвовали в незаконных митингах и демонстрациях, пикетах, организованных движением «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), которым руководит проживающий за границей оппозиционный политик и экс-банкир в изгнании Мухтар Аблязов, и «Көше партиясы». В качестве доказательств были представлены видеообращения активистов, распространенные в социальных сетях, а также результаты филолого-психологической экспертизы. Прокурор заявил, что обвиняемые представляли угрозу для государства, национальной безопасности государства, объединившись с «Көше партиясы», «пытались свергнуть государственную власть».
Тем не менее результаты экспертизы, а также изъятые в ходе обысков видеозаписи, майки и листовки, а также стенограммы прослушивания телефонных разговоров в суде не обсуждались. Предоставив слово прокурорам, обвиняемым, судья в течение нескольких часов читал 78-томное дело и, несмотря на возражения подсудимых, приступил к прениям.
Несмотря на запрос суда, прокурор не предъявил в суде решения Есильского районного суда столицы о запрете деятельности незарегистрированных движений «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) и «Көше партиясы», ссылаясь на опубликованный ранее пресс-релиз Генеральной прокуратуры.
После того как активисты отказались участвовать в деле до тех пор, пока не будет зарегистрировано решение Есильского районного суда, и начали один за другим прерывать связь и удаляться с онлайн-процесса, прокурор назвал действия обвиняемых «затягиванием дела» и предупредил их об изменении меры пресечения. Подсудимая Гульзипа Джаукерова заявила, что это «давление», и ходатайствовала об устранении прокурора от дела, но в удовлетворении требования было отказано.
Во время процесса адвокаты неоднократно называли действия прокурора и судьи ограничением прав подсудимых и защитников, но прокурор и судья их игнорировали.«ЭТО СМЕШНО»
Активисты в суде неоднократно заявляли: «Мы не экстремисты!» и держали в руках плакаты с такими же надписями. Они заявляли, что участвовали в мирных митингах, выражали свое мнение, воспользовавшись своими конституционными правами, но их обвинили в совершении серьезного преступления.
По словам Нинагуль Жуманиязовой, многодетной матери и пенсионерки, она признана экстремисткой лишь за то, что участвовала в поминках по активисту Дулату Агадилу, скончавшемуся в СИЗО Нур-Султана, за сказанное в соцсети «Көше партиясы» — единственный путь к демократии! Вперед!» и за поздравление с Новым годом в соцсети Мухтара Аблязова, оппозиционного политика и экс-банкира в изгнании, проживающего за границей с 2009 года.
— Это смешно. Нет никаких доказательств того, что я экстремистка. Я не согласна с обвинением. Посмотрите, я похожа на экстремистку? Дулата Агадила убили. До какого состояния довели Арона Атабека (диссидент, осужденный в 2007 году на 18 лет по Шаныракскому делу, освобожден через 15 лет из-за проблем со здоровьем. — Ред.)? В чем его вина? — со слезами на глазах сказала обвиняемая, выступая с последним словом.
Во время судебного процесса подсудимые неоднократно критиковали власть. Были те, кто рассказал, когда и почему решил стать гражданским активистом. Например, подсудимый Бакдаулет Алибеков присоединился к активистам после того, как «в Нур-Султане заживо сгорели пять девочек из одной семьи», а Дархан Уалиев присоединился к активистам «после избрания президентом Токаева».
— Почему я начал критиковать власти? Я устал от правительства, которое за 30 лет не улучшило социальную ситуацию в стране. Критика правительства — это не преступление. Что дало мне правительство? Я взял кредит, чтобы окончить вуз. Я покупаю одежду в кредит. Сейчас люди покупают в кредит продукты! — возмутился Кайрат Клышев.
Арестованные активисты участвовали в судебном процессе из исправительного учреждения ЛА-155/18 через приложение Zoom. Остальные ответчики и защитники также участвовали онлайн.Уголовное дело было возбуждено в конце 2020 года, тогда же пятеро из 13 активистов были арестованы. Один был помещен под домашний арест, а семеро были освобождены под подписку о невыезде. Задержанные Абай Бегимбетов, Асхат Жексебаев, Диана Баймагамбетова, Кайрат Клышев и Ноян Рахимжанов неоднократно обращались с заявлением об изменении меры пресечения на домашний арест в связи с ухудшением состояния здоровья, однако суд ходатайства не удовлетворил.
По словам адвоката Жанары Балгабаевой, активисты изначально подозревались и по статье о «создании экстремистской организации» (статья 182 уголовного кодекса), которая предусматривает лишение свободы сроком до 17 лет. Позднее суд вернул дело на повторное расследование и снял обвинение по статье 182. Однако прокуратура не согласилась с решением суда. В итоге четверым из 13 человек были предъявлены обвинения в «организации и участии в деятельности экстремистской организации», а девяти — в «участии в деятельности экстремистской организации».
Слушания по делу 13 активистов начались 27 июля в Алмалинском районном суде Алматы. На заседании суда 28 июля наблюдателям и журналистам не позволили присутствовать. Суд объяснил это тем, что приложение Zoom имеет ограниченные возможности. Позднее суд разрешил журналистам участвовать в суде онлайн, делать аудиозаписи и фотосъемку. Но предупредил, что запись видео не разрешена.
13 представших перед судом активистов выступали с публичной критикой в адрес властей, выходили на различные акции протеста, после которых их судили и подвергали арестам.
Ранее правозащитники включили Диану Баймагамбетову, Асхата Жексебаева, Нояна Рахимжанова и Кайрата Клышева в список «политзаключенных». Среди активистов, привлеченных к суду, есть Марат Курбанов, который неоднократно выходил на пикеты в Алматы и участвовал в акциях протеста группы людей, выступающих за освобождение и возвращение своих родственников из Синьцзяна.
По данным фонда по защите прав человека Qaharman, активисты преследуются за участие в мирных протестах, обсуждение их и призывы к ним, за помощь семье скончавшегося в СИЗО активиста Дулата Агадила, сбор и оказание гуманитарной помощи для семей «политических заключенных», критику властей Казахстана, защиту и продвижение прав человека, требование освободить политических заключенных.⠀
В начале июля международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) обвинила Нур-Султан в использовании статьи «Экстремизм» уголовного кодекса для преследования критиков власти и активистов.
Неизвестно, сколько человек привлечено к уголовной ответственности в Казахстане за «причастность» к ДВК и «Коше партиясы». Некоторые правозащитники говорят, что за последние годы было осуждено около 300 человек.
Дилара Иса
https://rus.azattyq.org/a/31503193.html
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.