В Алматы судят девятерых членов общины казахских суфиев. Журналистов не пустили на суд, большинство участников процесса, в том числе адвокат лидера суфиев Исматуллы Абдигапара, не комментирует процесс.
В среду, 13 июля, в специализированном межрайонном суде Алматы по уголовным делам продолжился суд, на котором в качестве подсудимых проходят лидер суфийской общины Казахстана Исматулла Абдигапар, лидер суфийской общины Алматы Саят Ибраев и другие приверженцы суфизма. Всего на скамье подсудимых девять человек.
Несмотря на то что суд по делу «девятки», как кратко называет этот процесс администрация суда, является открытым, корреспондентов ряда СМИ в этот день на него не допустили и никто не объяснил почему.
Перед началом заседания территория суда была оцеплена полицейскими. Они проверяли у входа документы прибывающих людей. Судебные приставы в фойе здания суда отбирали у адвокатов и родственников подсудимых мобильные телефоны, а полицейские проверяли содержимое их сумок.
СУД ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Как говорит нашему радио Азаттык адвокат Куришбек Танирбергенов, защищающий сразу трех подсудимых, предварительные судебные заседания начались еще 16 июня.
– Это были предварительные слушания, на которых подсудимые должны были избрать форму проведения судебных заседаний: с участием присяжных заседателей или без них. Наши подзащитные выбрали – с участием присяжных заседателей, – говорит Куришбек Танирбергенов.
По его словам, для участия в процессе было отобрано 12 присяжных заседателей, в том числе 10 основных и два запасных, однако в данное время в процессе участвуют 11 присяжных заседателей, поскольку один был исключен.
– На основании чего он был исключен – нам непонятно, поскольку нас об этом суд не извещал, – говорит Куришбек Танирбергенов.
ОБВИНЕНИЯ ПРОТИВ СУФИЕВ
О суде над казахстанскими суфиями мало информации. Адвокат Куришбек Танирбергенов отказался не только комментировать судебный процесс, но и сообщать фамилии подсудимых и выдвинутые против них обвинения.
Другой адвокат, Абзал Куспанов, защищающий Саята Ибраева — бывшего заведующего кафедрой Казахского национального технического университета имени Сатпаева, всё же прокомментировал проходящий судебный процесс. По его словам, на скамье подсудимых находится девять человек.
– Трое из них находятся под подпиской о невыезде, а шестеро уже около 11 месяцев находятся под арестом, – говорит Абзал Куспанов.
По его словам, основные слушания по делу лидеров казахстанских суфиев начались 9 июля.
Абзал Куспанов утверждает, что основное обвинение, выдвинутое против его подзащитного, состоит в том, что Саят Ибраев якобы «нарушил права ваххабитов».
– Есть статья 237. Поводом для возбуждения дела по данной статье послужило нарушение прав ваххабитов. Саят Ибраев в своих выступлениях всегда резко критиковал деятельность ваххабитов в Республике Казахстан. Он этим занимался в течение десяти лет, то есть с момента существования республиканского объединения «Сеним. Билим. Омир». И он отказываться от своих идей не собирается. Он и в дальнейшем будет придерживаться этой идеи. За это его и привлекают, – говорит Абзал Куспанов.
В связи с вопросом одного из журналистов Абзал Куспанов не стал отрицать, что объединение «Сеним. Билим. Омир» имеет суфийскую направленность. Однако при этом он категорически опроверг тезис о радикальности этого объединения.
– Есть решение суда Мангистауской области от 2005 года. Тогда еще провели экспертизу деятельности объединения «Сеним. Билим. Омир», и по решению суда оно признано неэкстремистской организацией. Оно имеет государственную регистрацию в органах юстиции. И поэтому никто не имеет права называть деятельность «Сеним. Билим. Омир» экстремистской, – говорит Абзал Куспанов.
По словам Ляззат Ибраевой, ее муж Саят Ибраев также обвиняется по статье уголовного кодекса «Незаконное лишение свободы». Как говорит Ибраева, по версии следствия получается, что Саят Ибраев якобы возглавлял организованную преступную группу, незаконно лишившую человека свободы, но это не связано с его похищением.
Как говорят Ляззат Ибраева и Абзал Куспанов, обвинения, выдвинутые против Саята Ибраева, являются необоснованными и идеологически мотивированными, а он полностью не признает свою вину.
СВИДЕТЕЛЬ ОТ ДУМК
Лидера казахстанских суфиев Исматуллу Абдигапара, говорит Ляззат Ибраева, среди прочего обвиняют в том, что он проводил зикр (суфийский обряд) без наличия на это разрешения от Духовного управления мусульман Казахстана. При этом она сослалась на выступление сотрудника ДУМК Абдумуталиба Дауренбекова на судебном заседании 13 июля.
– Он выступил как свидетель. Здесь они обвиняются в ритуале зикр. Он проходит как свидетель. Но на данном ритуале он не был. Он выступал, наверное, как представитель духовенства. Он поддерживает, что зикр есть в исламе, но тут должен контролировать устаз, то есть всегда, оказывается, дается разрешение, кто должен вести зикр. Тут Исматуллу он, видимо, обвиняет в том, что тому никто не давал права проводить зикр. Тут показывали фильм, в зикре присутствовал Алсабеков, он сам сидел здесь, – говорит Ляззат Ибраева.
Абдумуталиб Дауренбеков не стал отвечать на вопросы корреспондента нашего радио Азаттык.
Кстати, Абдумуталиб Дауренбеков до недавнего времени возглавлял (в течение 10 лет) отдел просвещения при Духовном управлении мусульман Казахстана в Алматы. Он 20 мая этого года приступил к другой работе – в качестве нового имама Актюбинской области. Также Дауренбеков возглавил актюбинскую центральную мечеть «Нургасыр» и стал представителем ДУМК по Актюбинской области. Это произошло после того, как там прогремел взрыв бомбы первого в Казахстане смертника Рахимжана Махатова. Уже на следующий день после этого теракта в Казахстане создали агентство по вопросам религий.
До заместителя Верховного муфтия Духовного управления мусульман Казахстана Мухаммада Алсабекова, который, по словам Ляззат Ибраевой, присутствовал на ритуале зикр, проведенном Исматуллой Абдигапаром, нашему радио Азаттык 13 июля не удалось дозвониться.
Осенью прошлого года, после ареста Саята Ибраева, его жена Ляззат Ибраева провела в Алматы пресс-конференцию, во время которой просила изменить ее мужу меру пресечения. Он до сих пор находится в алматинской тюрьме, как и лидер казахских суфиев Исматулла Абдигапар, который был арестован в конце лета прошлого года.
Источник Радио Аззатык
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.